Массовая крестьянская икона в России: история критики и семиотические идеологии


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-35-60

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена истории критики промысла «расхожих» (то есть массовых) ремесленных икон в XVI–XX вв. Такие иконы производились чаще всего «мирскими иконниками» (то есть светскими мастерами из крестьян), предназначались для простого народа, и поэтому были недорогими, яркими и быстрыми в изготовлении. В фокусе внимания оказывается крупный ремесленный центр массовой крестьянской иконы – так называемая суздальщина, – находящийся на востоке Владимирской губернии (Холуй, Палех, Мстёра и окружающие их деревни). Уже на заре становления промысла расхожей иконы у него возникает много противников, прежде всего среди изготовителей и потребителей дорогих икон «высокого стиля» письма. Как социально-культурное явление, во многом связанное с Новым временем, промысел массовой ремесленной иконы был ориентирован на использование материальных и технологических новаций (печать по бумаге, конвейерный принцип, использование новых дешевых материалов, капитализация производства и пр.). Поэтому общественная полемика была направлена не только против плохого качества массового продукта или элементов старообрядческой иконографии, но и против использования западноевропейских новаций. Последовательно, начиная со статей «Стоглавого собора» и других текстов XVI в., автор рассматривает историю критики ремесленных икон и выявляет здесь несколько типов семиотических идеологий – прежде всего охранительную (позитивную) и критическую (негативную).


Об авторе

Д. Ю. Доронин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Дмитрий Ю. Доронин

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Антонов 2022a – Антонов Д.И. Советские иконы как исследовательский проект // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 9. С. 155–164.

2. Антонов 2022b – Антонов Д.И. Колодцы и печи: ритуализированная утилизация освященных предметов в постсоветской православной традиции // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 2. С. 30–43.

3. Антонов, Доронин 2022a – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Иконы советской эпохи: лики традиции. М.: Индрик, 2022. 184 с.

4. Антонов, Доронин 2022b – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Советская икона: от рождения до «похорон» // Живая старина. 2022. № 1. С. 29–33.

5. Антонов, Доронин 2023а – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Советские иконы: история и этнография Нижегородской традиции. М.: Индрик, 2023. 264 с.

6. Антонов, Доронин 2023b – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Советские иконы и деревенские святыни // Шаги/Steps. 2023. Т. 9. № 1. С. 320–333.

7. Антонов, Тюнина 2022 – Антонов Д.И., Тюнина С.М. Постсоветская судьба «советских икон» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 4. С. 94–109.

8. Баранов 2019 – Баранов В.В. Феномен «старинной» иконописи в творчестве мастеров дореволюционной Мстёры // Голышевские чтения: Краевед. сборник / Сост. Т.Е. Коткова. Мстёра; Владимир: Транзит-ИКС, 2019. Вып. 7–8. С. 9–15.

9. Басова 2001 – Басова М. К вопросу типологии церковной живописи XIX – начала XX в. // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия / Ред.-сост. М.М. Красилин. М.: ГосНИИР, 2001. С. 263–270.

10. Богатырев, Якобсон 1971 – Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы народного творчества. М.: Искусство, 1971. С. 369–383.

11. Бочаров 2001 – Бочаров Г. О некоторых направлениях в иконописи XVIII–XIX вв. // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия / Ред.-сост. М.М. Красилин. М.: ГосНИИР, 2001. С. 7–16.

12. Бусева-Давыдова 2001 – Бусева-Давыдова И.Л. Основные проблемы изучения поздней русской иконописи // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия / Ред.-сост. М.М. Красилин. М.: ГосНИИР, 2001. С. 17–30.

13. Вальчак 2019 – Вальчак Д. Время кризиса и упадка или эпоха разнообразия? Русская иконопись в XIX в. // Миллионщиков–2019: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 100-летию ГГНТУ, Грозный, 30–31 мая 2019 г. / Под ред. М.Ш. Минцаева. Грозный: Тип. Спектр, 2019. С. 369–372.

14. Вилламо 2001 – Вилламо Х. Народные иконы // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия / Ред.-сост. М.М. Красилин. М.: ГосНИИР, 2001. С. 271–280.

15. Доронин 2022 – Доронин Д.Ю. Советская икона нижегородского юго-запада: генезис и локальные традиции // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 4. С. 70–93.

16. Доронин 2023 – Доронин Д.Ю. Шилокша – село образовников: между монастырем и трактом // Живая старина. 2023. № 1. С. 35–40.

17. Доронин, Завьялова 2023 – Доронин Д.Ю., Завьялова А.И. Цветы Липовки: ардатовская фолежная икона советского времени // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 2. С. 32–55.

18. Доронин, Эль-Факи 2023 – Доронин Д.Ю., Эль-Факи М.Х. Шилокшанские образовницы: биография промысла // Живая старина. 2023. № 1. С. 41–46.

19. Ильин 2011 – Ильин А. Иконописные центры народной иконы // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2011. № 89. С. 88–111.

20. Красилин 1996 – Красилин М.М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство // Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII – начала XX в. / Авт.-сост. М.П. Рахманова, М.М. Красилин. М.: Изд. фирма «Вереск», 1996. С. 83–90.

21. Панченко, Хонинева 2019 – Панченко А., Хонинева Е. «Семиотические идеологии», медиальность и современная антропология религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4 (37). C. 7–18.

22. Пуцко 2001 – Пуцко В. Русская иконопись XVIII – начала XX в. на перекрестках культурных традиций // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия / Ред.-сост. М.М. Красилин. М.: ГосНИИР, 2001. С. 31–44.

23. Сазиков 2017 – Сазиков А.В. Печатная икона // Онтология искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда: материалы научной конференции «XXV Международные Рождественские образовательные чтения “1917–2017: уроки столетия”» / Под ред. В.Б. Кошаева, А.Н. Лаврентьева и др. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2017. С. 139–150.

24. Салтыков 1974 – Салтыков А.А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова (по «Посланию к Симону Ушакову») // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л.: Наука, 1974. С. 271–288.

25. Тарасов 1995 – Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс: Традиция, 1995. 496 с.

26. Успенский 1997 – Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. Переславль: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. 656, XVI с.

27. Hester 1968 – Hester J. Pioneer methods in salvage anthropology // Anthropological Quarterly. 1968. Vol. 41. No. 3. P. 132–146.

28. Keane 2003 – Keane W. Semiotics and the social analysis of material things // Language & Communication. 2003. Vol. 23. No. 3/4. P. 409–425.

29. Keane 2014 – Keane W. Rotting bodies. The clash of stances toward materiality and its ethical affordances // Current Anthropology. 2014. Vol. 55. Supplement 10. P. 312–321.

30. Meyer 2011 – Meyer B. Mediation and immediacy. Sensational forms, semiotic ideologies and the question of the medium // Social Anthropology. 2011. No. 1 (19). P. 23–39.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Доронин Д.Ю. Массовая крестьянская икона в России: история критики и семиотические идеологии. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(2):35-60. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-35-60

For citation: Doronin D.Y. Mass peasant icon in Russia. The history of criticism and semiotic ideologies. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(2):35-60. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-35-60

Просмотров: 199

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)