О возможных истоках образа дракона в иконографии Медного змия эпохи Высокого Средневековья
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-77-93
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о возможном еврейском влиянии на формирование образа Медного змия в художественной культуре Западной Европы XI–XII вв. На протяжении многих столетий как текстовое упоминание, так и изображение сцены воздвижения Медного змия было негласно табуированным ввиду сложности объяснения создания Моисеем изваяния после получения запрета от Господа на сотворение идолов. Активное обращение к данному сюжету стало возможным только во времена крестовых походов в контексте христианской типологической экзегезы, где Медный змий понимается как прототип Распятия. Становление иконографии сюжета Чис. 21:6–9 на западном и восточном берегах Рейна происходило независимо друг от друга, в результате чего сформировались два различных изобразительных типа. При этом на западном берегу, особенно на территориях северной Франции и современной Бельгии, получил широкое распространение образ крылатого дракона, сидящего на колонне. По мнению автора, в данном типе изображений осуществляется попытка онтологизировать сложный образ божественного посланника, через которого народу Израиля было даровано спасение от смерти. В данной иконографии под образом Христа понимается сам змей, отчего его изображения в виде обычной змеи, являющейся в большинстве случаев символом греха и смерти, становится невозможным. С большой долей вероятности авторы первых иконографических программ данного типа обращаются к еврейскому первоисточнику в поиске возможных путей изображения, подкрепленных ближневосточным и непосредственно еврейским искусством. Следуя данной гипотезе, дракон в изображении Медного змия – это Сараф или Серафим, т. е. зримое человеку воплощение ангельского чина.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. МихайловаРоссия
Наталья В. Михайлова
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Панофский 1992 – Панофский Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени // Богословие в культуре Средневековья / Пер. А.Н. Панасьев. Киев: Путь к истине, 1992. C. 79–118.
2. Хрипкова 2013 – Хрипкова Е.А. “Saphiorum Materia”, типологические витражи аббата Сугерия и его труд “De Administracione” // АРТИКУЛЬТ. 2013. № 2 (10). C. 75–90. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20368932_29674813.pdf (дата обращения 23.12.2023).
3. Diehl 1956 – Diehl U. Die Darstellung der ehernen Schlange von ihren Anfängen bis zum Ende des Mittelalters. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Fakultät der Ludwig-Maximilian-Universität zu München. Ilbesheim, 1956. III, 200 S.
4. Kessler 2009 – Kessler H.L. Christ the magic dragon // Gesta. 2009. Vol. 48. No. 2. P. 119–134.
5. Visconti 1952 – Visconti A. Storia di Milano. Milano: Ceschina, 1952. 744 p.
Рецензия
Для цитирования:
Михайлова Н.В. О возможных истоках образа дракона в иконографии Медного змия эпохи Высокого Средневековья. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(2):77-93. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-77-93
For citation:
Mikhailova N.V. About the possible origins of the dragon image in iconography of the Copper Serpent in High Middle Ages. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(2):77-93. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-77-93