Основные категории раннего советского искусства


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-135-153

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются основные категории раннего советского искусства. К их числу относятся «жизнестроение» (Н. Чужак), «производственничество» (Н. Чужак), «социализация эстетики» (Б. Арватов), «искусство и производство» (Б. Арватов), «художник-пролетарий» (О. Брик), «пролетарское искусство» и другие. Обращение к этим категориям предваряет очерчивание контекста появления производственного искусства в СССР, для которого характерна эстетизация промышленной темы и связь с общей соревновательной установкой. В рамках обращения к последней в статье речь заходит о феномене ускорения в советском проекте, а именно о попытках управлять временем. Автор акцентирует нарастание и обострение рефлексии «коллективной погруженности в темпоральное» в советской культуре 1920–1930-х гг. Известный рефрен «поэта революции» В. Маяковского «Время, вперед!» рассматривается как жест радикального отрицания старого и одновременно утверждение нового взгляда на искусство и эстетику, предпринимаемые в ранней советской России. Согласно интуиции автора, все эти попытки в конечном счете связываются с новым проектом человека в новом государстве, который должен был по-новому бытийствовать и по-новому отражать эти способы бытийствования в искусстве.


Об авторе

Е. С. Григорьева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Екатерина С. Григорьева, магистрант

119192, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4



Список литературы

1. Ганжа 2013 – Ганжа А. «Легендарного времени крестники»: рождение советского универсализма из рефлексии коллективного погружения в обновляющую стихию темпорального // Время, вперед! Культурная политика в СССР / Под ред. И.В. Глущенко, В.А. Куренного. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 95–107.

2. Гольдштейн 2011 – Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом: Опыты поминальной риторики. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 360 с.

3. Масинг-Делич 2020 – Масинг-Делич А. Упразднение смерти: Миф о спасении в русской литературе XХ в. СПб.: Academic Studies Press, 2020. 464 с.

4. Сидлин 2007 – Сидлин М. Советский индустриальный миф // Промышленный реализм: Производственная тема в советской живописи и фотографии. М.: Базовый элемент, 2007. С. 5–8.

5. Чубаров 2016 – Чубаров И.М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2016. 344 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Григорьева Е.С. Основные категории раннего советского искусства. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(2):135-153. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-135-153

For citation: Grigorieva E.S. Main categories of early Soviet art. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(2):135-153. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-2-135-153

Просмотров: 228

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)