Первые исландские отшельники в языческом окружении: прядь об Асольве из «Книги о занятии земли»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-1-66-76
Аннотация
Несмотря на общность основного массива древнеисландской «Книги о занятии земли», прядь об отшельнике начального периода заселения острова Асольве в ранних редакциях «Книги» сильно разнится. В редакции Sturlubók добровольное отшельничество Асольва объясняется его нежеланием контактировать с соседями-язычниками, а чудеса, им совершаемые, поддаются рациональному толкованию. Кроме того, в данной редакции совершенно не акцентируется национальная принадлежность Асольва. Совершенно иная картина представлена в редакции Hauksbók: текст пряди по ней больше примерно в три раза (добавлены посмертные чудеса и пророческие сны, приведшие к обретению мощей отшельника и перенесению их в церковь), подробно оговариваются родственные связи Асольва, особо отмечаются его кельтские корни. Анализ этой редакции явственно показывает, насколько важную роль кельтское и англосаксонское христианство сыграло в христианизации Исландии. Вероятно, поэтому во всех последующих редакциях «Книги» текст пряди приводится именно по редакции Hauksbók.
Об авторе
Е. В. ЛитовскихРоссия
Елена В. Литовских, кандидат исторических наук
119334, Москва, Ленинский пр-кт, д. 32а
Список литературы
1. Литовских 2020 – Литовских Е.В. Цели создания второй редакции Landnámabók // ЭНОЖ (Электронный научно-образовательный журнал) «История». 2020. Вып. 6 (92). C. 196–215. Доступ для зарегистрированныхпользователей. URL: https://history.jes.su/s207987840009903-2-1/ (дата обращения 01.12.2023).
2. Литовских 2022 – Литовских Е.В. Гудрун, первая исландская монахиня // Древнейшие государства Восточной Европы, 2022 г.: Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений / Отв. ред. Е.В. Литовских, Е.А. Мельникова. М.: ГАУГН-Пресс, 2022. С. 61–74.
3. Литовских, Рейер 2022 – Литовских Е.В., Рейер И.А. Рукопись AM 107 fol и ее место в Арнамагнеанском собрании // Graphosphaera: Письмо и письменные практики. 2022. Т. 2. № 2. С. 115–133. URL: https://kurl.ru/iakBX (дата обращения 07.11.2023).
4. Bryan 2021 – Bryan E. Icelandic folklore and the cultural memory of religious change. Yorkshire, UK: Arc Humanities Press, 2021. 172 p.
5. Coroban 2018 – Coroban C. Ideology and power in Norway and Iceland 1150–1256. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018. 323 p.
6. Egeler 2015 – Egeler M. A retrospective methodology for using Landnámabók as a source for the religious history of Iceland? Some questions // The retrospective method Network. No. 10. Summer. 2015: Between text and practice: mythology, religion and research. P. 78–92.
7. Hjalti Hugason 2000 – Hjalti Hugason. Frumkristni og upphaf kirkju // Kristni á Íslandi / Ritstj. Hjalti Hugason. Reykjavík: Alþingi, 2000. T. 1. Bls. 6–269.
8. Hrafnhildur Helga Halldórsdóttir 2014 – Hrafnhildur Helga Halldórsdóttir. Einsetulifnaður á Íslandi. Reykjavík, 2014. 40 bls.
9. Long 2017 – Long A.-M. Sturlubók and cultural memory // Sturla Þórðarson: Skald, Chieftain and Lawman / Ed. Jón Viðar Sigurðsson, S. Jakobsson. Leiden: Brill, 2017. P. 56–69. (The Northern World; vol. 78)
Дополнительные файлы
Для цитирования: Литовских Е.В. Первые исландские отшельники в языческом окружении: прядь об Асольве из «Книги о занятии земли». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(1):66-76. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-1-66-76
For citation: Litovskikh E.V. The first Icelandic hermits in a pagan environment: Ásólfs þáttr in Landnámabók. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(1):66-76. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-1-66-76
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.