Камни-записки на могиле Максимилиана Волошина
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-92-111
Аннотация
В статье рассматривается народный «культ», возникши на могиле поэта Максимилиана Волошина (Крым, поселок Коктебель). Посетители могилы, восходящие на гору Кучук-Енишар, приносят с собой камни, на которых пишут послания поэту. В этих посланиях Волошин выступает как податель благ, к нему обращаются с просьбами о здоровье, создании и благополучии семьи, материальном достатке, карьерных успехах и т. д. В статье приведен количественный анализ письменных обращений к Волошину. Для сравнения приводятся материалы похожего «культа» около одной из башен Новодевичьего монастыря в Москве. Два этих случая имеют схожие структуры обращений к мифологизированному сакральному адресату. Они различаются только в частностях; эти частности обусловлены особенностями адресата, места и времени обращения. Структура просьб в целом отражает структуру ценностей граждан России, выявляемую социологическими опросами; так, на первом месте оказываются категории здоровья, семейных ценностей, благосостояния и безопасности близких. Могила Волошина и башня Новодевичьего монастыря – туристические достопримечательности, подавляющее большинство посетителей приходит к ним не для того, чтобы обратиться за помощью (например, чудесным исцелением), а просто в рамках досуга. При «почитании» Волошина на первом месте оказывается не решение актуальных для человека проблем, а игровая деятельность, во многом мотивированная эстетичностью происходящего.
Об авторе
Д. В. ГромовРоссия
Дмитрий В. Громов, доктор исторических наук
119334, Москва, Ленинский пр., д. 32а
Список литературы
1. Антонов 2023 – Антонов Д.И. Вотивные дары в современной России: религиозная практика в динамике ее развития // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 2. C. 10–31.
2. Бессонов 2012 – Бессонов И.А. Записки Богу и святым в русской и еврейской традиции // «Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2012. C. 165–178.
3. Громов 2013а – Громов Д.В. Обрядность в городском ландшафте – объекты и практики // Традиционная культура. 2013. № 3. С. 71–82.
4. Громов 2013b – Громов Д.В. Святая Софья Новодевичьего монастыря: кто она и откуда? // Фольклор XXI века: Герои нашего времени. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2013. С. 61–71.
5. Громов, Ипполитова 2011 – Громов Д.В., Ипполитова А.Б. Карта человеческих желаний, или Записки у стен московского монастыря // Традиционная культура. 2011. № 3. С. 76–87.
6. Кормина, Штырков 2008 – Кормина Ж., Штырков С. Письма верующих как реклама: «всенародная приемная» св. Ксении Петербургской // Антропологический форум. 2008. № 9. С. 154–184.
7. Майзульс, Зотов, Антонов 2022 – Майзульс М.Р., Зотов С.О., Антонов Д.И. Восковые ноги и железные глаза: вотивные практики от Средневековья до наших дней. М.: Слово/Slovo, 2022. 368 с.
8. Мороз 2021 – Мороз А.Б. Почитаемые склепы на Введенском кладбище в Москве: «Черный Спаситель» – история культа // Этнографическое обозрение. 2021. № 1. С. 163–178.
9. Мороз 2014 – Мороз А.Б. Почитание могилы Ивана Яковлевича Корейши в Москве // Живая старина. 2014. № 1. С. 9–12.
10. Мороз 2013 – Мороз А.Б. Сакральный адресат – профанный адресант: Записки святым как средство исполнения желаний // Традиционная культура. 2013. № 3. С. 83–89.
11. Разумова 2003 – Разумова И.А. Несказочная проза провинциального города // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 544–559.
12. Рыйгас 2013 – Рыйгас Е.В. Письма святым: этика и поэтика сакральной коммуникации // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве / Сост. А. Архипова* (Минюст России внес А. Архипову в список иностранных агентов). М.: РГГУ, 2013. С. 143–151.
13. Топоров 1995 – Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы (заметки из серии) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс – Культура, 1995. С. 368–399.
14. Филичева 2006 – Филичева О.Н. Записки для Ксении Блаженной: позиция церковнослужителей и народный обычай // Сны Богородицы: Исследования по антропологии религии / Под ред. Ж.В. Корминой, С.А. Штыркова, А.А. Панченко. СПб., 2006. С. 171–183.
15. Щепанская 1995 – Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиция духовного освоения пространства) // Русский Север: К проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 110–177.
Рецензия
Для цитирования:
Громов Д.В. Камни-записки на могиле Максимилиана Волошина. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(4):92-111. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-92-111
For citation:
Gromov D.V. Stones-notes on Maximilian Voloshin’s grave. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(4):92-111. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-92-111