Репрезентации народного и религиозного в современной массовой культуре (на примере музыкального проекта «Нейромонах Феофан»)
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-112-136
Аннотация
В современной России отчетливо наблюдаются признаки десекуляризации социального воображения, в том числе в жанрах и практиках массовой культуры, причем эта десекуляризация сопровождается одновременной актуализацией «народности» – как характеристики творчества и как инструмента национальной (само)идентификации. Нередко это новое обращение к религии и «народности», во всем многообразии их форм, обуславливается для культурных предпринимателей, насколько можно судить по образцам их творчества, вовсе не собственным «прозрением», а стремлением предъявить публике некие примеры своего соответствия очевидному общественному запросу на обретение «духовности». На конкретном примере из области популярной музыки предпринимается попытка понять, что скрывается за фасадом «возвращения к традиции» и постмодернистских игр с религиозностью в современной массовой культуре, насколько правомерно рассуждать о «ретротопизации» (по З. Бауману) общественных умонастроений и овеществлении через сцену рефлексирующей ностальгии (С. Бойм) по условному «золотому веку» отечественной истории как ориентиру повседневной жизни, или здесь корректнее говорить о сценических воплощениях такого явления, как контрурбанизация (она же «новая сельскость»), когда доиндустриальный – «традиционный» – образ жизни воображается как форма досуга современного горожанина.
Ключ. слова
Об авторе
К. М. КоролевРоссия
Кирилл М. Королев, кандидат филологических наук
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 150
Список литературы
1. Абрамов 2018 – Абрамов Р.Н. Ностальгические аффекты и коммодификация советского: на примере Музея советских игровых автоматов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2018. Т. 10. № 15. С. 41–54.
2. Андреева 2015 – Андреева Ю.О. «Творить рай на земле»: культ земли и природы в новом религиозном движении «Анастасия» // Изобретение религии: Десекуляризация в постсоветском контексте / Под ред. Ж.А. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб.: Изд-во ЕУ в СПб., 2015. С. 163–185.
3. Ахметова, Байдуж, Петров 2018 – Воображаемая территория: от локальной идентичности до бренда / Сост.: М.В. Ахметова, М.А. Байдуж, Н.В. Петров. М.: Неолит, 2018. 224 с.
4. Бесков 2014 – Бесков А.А. Парадоксы русского неоязычества // Colloquium Heptaplomeres: научный альманах. 2014. № 1. С. 11–23.
5. Болтунова, Егорова 2022 – Болтунова Е.М., Егорова Г.С. Территория и история: позднесоветские проекты «Города-герои» и «Золотое кольцо». М.: Кучково поле, 2022. 400 с.
6. Бочкарева 2013 – Бочкарева Н.И. Традиционная танцевальная культура и сценические формы русской народной хореографии в современных условиях // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 6 (29). С. 118–127.
7. Буайе 2016 – Буайе П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 496 с.
8. Гюнтер 2000 – Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон: Сб. статей / Под общ. ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2020. С. 743–784.
9. Дмитриев 2012 – Дмитриев М.В. Парадоксы «Святой Руси»: «Святая Русь» и «русское» в культуре Московского государства XVI–XVII вв. и фольклоре XVIII–XIX вв. // Cahiers du Monde Russe. 2012. Vol. 53, no. 2–3. P. 319–331.
10. Дружкин 2010 – Дружкин Ю.С. Песня от 1970-х до 1990-х: Что дальше? (Кризис отечественной песни и его культурно-исторические корни) // Эстрада сегодня и вчера: О некоторых эстрадных явлениях XX–XXI веков. Вып. 1. М.: ГИИ, 2010. С. 7–53.
11. Захарова 2007 – Захарова Л. Советская мода 1950–1960-х гг.: политика, экономика, повседневность // Теория моды. 2007. Вып. 3. С. 56–81.
12. Имханицкий 2008 – Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. 368 с.
13. Каариайнен, Фурман 2000 – Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Ред. К. Каариайнен, Д. Фурман. СПб.; М.: Летний сад, 2000. 248 с.
14. Кормина, Штырков 2015 – Кормина Ж.А., Штырков С.А. «Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться»: предыстория постсоветской десекуляризации // Изобретение религии: Десекуляризация в постсоветском контексте. СПб.: Изд-во ЕУ в СПб., 2015. С. 7–45.
15. Королев 2019 – Королев К.М. Поиски национальной идентичности в советской и постсоветской массовой культуре: Славянский метасюжет в отечественном культурном пространстве. СПб.: Нестор-история, 2019. 380 с.
16. Костюк и др. 2021 – Костюк Е.Б., Музалевская Ю.Е., Ястремский Т.С. Музыка и мода XX века: От субкультуры к массовости. СПб.: Нестор-история, 2021. 192 с.
17. Левин 2004 – Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. М.: Индрик, 2004. 214 с.
18. Левина 2008 – Левина Н.Б. Мужчина и женщина: тело, мода, культура: СССР – Оттепель. М.: НЛО, 2018. 208 с.
19. Мельникова 2016 – Мельникова Е.А. Новые рамки традиции и традиционности в России: от редактора // Этнографическое обозрение. 2016. № 6. С. 5–8.
20. Мельникова 2023 – Мельникова Е.А. Интеллигенция как событие: Валаамское наследие и его хранители в позднем СССР // Ab Imperio. 2023. № 1. С. 181–220.
21. Менцель 2013 – Менцель Б. Оккультные и эзотерические движения в России в 1960–1980-х гг. // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2013. № 1. С. 195–227.
22. Панченко 2018 – Панченко А.А. «Эра Водолея» для строителей коммунизма: культура нью-эйджа в позднесоветском обществе и проблема переломных эпох // Новое литературное обозрение. 2018. № 1. С. 300–317.
23. Ушакин 2009 – Ушакин С.В. Бывшее в употреблении: Постсоветское состояние как форма афазии // Новое литературное обозрение. 2009. № 6 (100). С. 760–792.
24. Фриз 2019 – Фриз Г. Губительное благочестие: Российская церковь и падение империи. СПб.: Изд-во ЕУ в СПб., 2019. 352 с.
25. Чадов 2021 – Чадов К. «Я прикинусь иностранцем»: фольклорная традиция и национальная идентичность в постсоветской электронной музыке // Звуковые образы постсоветской поп-музыки. М.: ИМИ, 2021. С. 106–125.
26. Шиженский 2018 – Шиженский Р.В. Русское язычество XXI в.: идеологи, организации, направления // Вестник славянских культур. 2018. № 50. С. 79–92.
27. Шнирельман 2012 – Шнирельман В.А. Русское родноверие: Неоязычество и национализм в современной России. М.: ББИ, 2012. XIV + 302 c.
28. Штырков 2016 – Штырков С.А. «Церквушка над тихой рекой»: русское классическое искусство и советский пейзажный патриотизм // Этнографическое обозрение. 2016. № 6. С. 44–57.
29. Штырков 2021 – Штырков С.А. Религия. СПб.: Изд-во ЕУ, 2021. 172 с.
30. Щепанская 2017 – Щепанская Т.Б. Традиционная материальная культура в контексте миграционных процессов конца XX – начала XXI в. (по наблюдениям в Новгородской области) // Предметный мир народов Европейской России в этнографической перспективе: каталоги, классификации, полевые исследования. СПб.: МАЭ РАН, 2017. С. 49–65.
31. Casanova 2019 – Casanova J. Global religious and secular dynamics // Brill research perspectives in religion and politics. The modern system of classification. Boston, 2019. P. 1–74.
32. Bauman 2017 – Bauman Z. Retrotopia. Cambridge: Polity Press, 2017. 179 p.
33. Engelke 2012 – Engelke M. Angels in Swindon. Public religion and ambient faith in England // American Etnologist. 2012. Vol. 39. No. 1. P. 155–170.
34. Jarrett 1998 – Jarrett M. Sound Tracks: A Musical ABC, Vol. 1–3. Philadelphia: Temple University Press, 1998.
35. Olson 2004 – Olson L. Performing Russia. Folk festival and Russian identity. L.: Routledge, 2004. 296 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Королев К.М. Репрезентации народного и религиозного в современной массовой культуре (на примере музыкального проекта «Нейромонах Феофан»). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(4):112-136. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-112-136
For citation: Korolev K.M. Representations of folk traditions and religiosity in the modern popular culture (the case of Feofan the Neuromonk project). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(4):112-136. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-4-112-136
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.