Сценические нарративы в юмористической пьесе А.П. Чехова «Медведь»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-51-59
Аннотация
В статье вводится понятие «сценический нарратив», которое определяется как история действующего лица драмы, рассказываемая им в момент присутствия на сцене. Категория специфицируется и подразделяется на: интригообразующие, автономные и вставные сценические нарративы. Материалом исследования выступает текст пьесы А.П. Чехова «Медведь». Показано, что предлагаемая категория может быть полезна при исследовании композиции, сюжета и системы персонажей драматургического текста. В процессе комплексного анализа нарративных реплик персонажей выявляются свойственные им картины мира, этосы и стратегии наррации, а также определяется место сценических нарративов в архитектоническом целом пьесы «Медведь». Доказывается, что сопоставление сценических нарративов позволяет уточнить характеры героев-рассказчиков, а также более убедительно определить всю систему персонажей. Полученные выводы могут быть экстраполированы на драматургию Чехова зрелого периода, а сама технология анализа сценических нарративов может быть успешно применена при исследовании иных текстов драмы.
Об авторе
Я. Е. КрасниковРоссия
Ярослав Е. Красников, аспирант
127427, Москва, ул. Ботаническая, д. 21
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Агратин 2022 – Агратин А.Е. Идентичность нарративная // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы) / Под ред. В.И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 209–213.
2. Ахметшин 2018 – Ахметшин Р.Б. Забытое свойство медведя // Поэзия филологии. Филология поэзии. М.: Изд. А.Н. Кондратьев, 2018. С. 100–107.
3. Головачева 2022 – Головачева А.Г. «Чайка» А.П. Чехова: Поэтика. Проблематика. Литературно-театральный контекст. М.: ИНФРА-М, 2022. 235 с.
4. Доманский 2014 – Доманский Ю.В. Чеховская ремарка: некоторые наблюдения. М.: ГЦТМ им. Бахрушина, 2014. 119 с.
5. Иванова 2016 – Иванова В.Н. Синергия музыкальных форм и литературного жанра в одноактной драматургии А.П. Чехова // Человек. Культура. Образование. 2016. № 4 (22). С. 20–37.
6. Калашников, Громов 2022 – Калашников С.Б., Громов А.В. Игровое начало водевилей А.П. Чехова в контексте абсурдистской традиции // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2022. № 3 (47). С. 35–46.
7. Корчинский 2022 – Корчинский А.В. Модальность нарративная // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы) / Под ред. В.И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 79–81.
8. Красников 2022 – Красников Я.Е. Сценическая наррация // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы) / Под ред. В.И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 115–118.
9. Одиноков 2008 – Одиноков В.Г. Одноактные пьесы А.П. Чехова «Медведь», «Предложение», «Свадьба»: динамика действия и структура диалога // Сибирский филологический журнал. 2008. № 3. С. 52–60.
10. Степанов 2005 – Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с.
11. Тюпа 2013 – Тюпа В.И. Дискурс/Жанр. М.: Intrada, 2013. 211 с.
12. Тюпа 2021 – Тюпа В.И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021. 270 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Красников Я.Е. Сценические нарративы в юмористической пьесе А.П. Чехова «Медведь». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(3):51-59. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-51-59
For citation: Krasnikov Y.E. Staged narratives in A.P. Chekhov’s humorous play “The Bear”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(3):51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-51-59
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.