Сценические нарративы в юмористической пьесе А.П. Чехова «Медведь»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-51-59

Полный текст:




Аннотация

В статье вводится понятие «сценический нарратив», которое определяется как история действующего лица драмы, рассказываемая им в момент присутствия на сцене. Категория специфицируется и подразделяется на: интригообразующие, автономные и вставные сценические нарративы. Материалом исследования выступает текст пьесы А.П. Чехова «Медведь». Показано, что предлагаемая категория может быть полезна при исследовании композиции, сюжета и системы персонажей драматургического текста. В процессе комплексного анализа нарративных реплик персонажей выявляются свойственные им картины мира, этосы и стратегии наррации, а также определяется место сценических нарративов в архитектоническом целом пьесы «Медведь». Доказывается, что сопоставление сценических нарративов позволяет уточнить характеры героев-рассказчиков, а также более убедительно определить всю систему персонажей. Полученные выводы могут быть экстраполированы на драматургию Чехова зрелого периода, а сама технология анализа сценических нарративов может быть успешно применена при исследовании иных текстов драмы. 


Об авторе

Я. Е. Красников
Институт театрального искусства им. И.Д. Кобзона; Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ярослав Е. Красников, аспирант

127427, Москва, ул. Ботаническая, д. 21

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Агратин 2022 – Агратин А.Е. Идентичность нарративная // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы) / Под ред. В.И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 209–213.

2. Ахметшин 2018 – Ахметшин Р.Б. Забытое свойство медведя // Поэзия филологии. Филология поэзии. М.: Изд. А.Н. Кондратьев, 2018. С. 100–107.

3. Головачева 2022 – Головачева А.Г. «Чайка» А.П. Чехова: Поэтика. Проблематика. Литературно-театральный контекст. М.: ИНФРА-М, 2022. 235 с.

4. Доманский 2014 – Доманский Ю.В. Чеховская ремарка: некоторые наблюдения. М.: ГЦТМ им. Бахрушина, 2014. 119 с.

5. Иванова 2016 – Иванова В.Н. Синергия музыкальных форм и литературного жанра в одноактной драматургии А.П. Чехова // Человек. Культура. Образование. 2016. № 4 (22). С. 20–37.

6. Калашников, Громов 2022 – Калашников С.Б., Громов А.В. Игровое начало водевилей А.П. Чехова в контексте абсурдистской традиции // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2022. № 3 (47). С. 35–46.

7. Корчинский 2022 – Корчинский А.В. Модальность нарративная // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы) / Под ред. В.И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 79–81.

8. Красников 2022 – Красников Я.Е. Сценическая наррация // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы) / Под ред. В.И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022. С. 115–118.

9. Одиноков 2008 – Одиноков В.Г. Одноактные пьесы А.П. Чехова «Медведь», «Предложение», «Свадьба»: динамика действия и структура диалога // Сибирский филологический журнал. 2008. № 3. С. 52–60.

10. Степанов 2005 – Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с.

11. Тюпа 2013 – Тюпа В.И. Дискурс/Жанр. М.: Intrada, 2013. 211 с.

12. Тюпа 2021 – Тюпа В.И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021. 270 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Красников Я.Е. Сценические нарративы в юмористической пьесе А.П. Чехова «Медведь». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(3):51-59. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-51-59

For citation: Krasnikov Y.E. Staged narratives in A.P. Chekhov’s humorous play “The Bear”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(3):51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-51-59

Просмотров: 161

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)