Жанровая стратегия притчи в романе И. Макьюэна «Амстердам»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-227-235
Аннотация
Жанр любого высказывания обусловлен целью, предметом и ситуацией, в которой оно совершается. Повествовательная организация текста определяет жанр прозаического (эпического) художественного произведения. Императивная картина мира, в рамках которой у свободной личности возникает необходимость совершить верный нравственный выбор, является основой жанровой стратегии притчи, а к ней, в свою очередь, исторически восходит более современный жанр повести. «Амстердам» И. Макьюэна по определению считается романом, однако при ближайшем рассмотрении очевидно, что этот текст соответствует жанровым признакам повести: симметричность и цикличность сюжета, испытание героя как событийный центр произведения, занятие повествователем авторитетной резюмирующей позиции в действительности, неравноценной миру персонажей. Жизненные истории героев дублируют друг друга, они оба сталкиваются с необходимостью выбора, ошибаются и получают за это наказание. Их уход из жизни выглядит как возвращение мира к норме, к состоянию равновесия. Повествование же, хоть и ведется в ироничном ключе, серьезно и оценочно, что подчеркивается введением побочных сюжетный линий, персонажи которых показывают себя с лучшей стороны, а также отсылок на религиозные тексты, шекспировскую трагедию (высокий жанр драмы) и лирику У.Х. Одена и У. Блейка.
Об авторе
Д. Б. ТолстошееваРоссия
Дарья Б. Толстошеева, магистр
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Бахтин 2002 – Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. 799 с.
2. Залесова-Докторова 1999 – Залесова-Докторова Л. Дуэль в конце XX века // Звезда. 1999. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/1999/5/duel-v-koncze-hh-veka.html (дата обращения 20.02.2024).
3. Тамарченко 2007 – Тамарченко Н.Д. Русская повесть Серебряного века (Проблемы поэтики, сюжета и жанра). М.: Intrada, 2007. 256 с.
4. Теория литературных жанров 2011 – Теория литературных жанров / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2011.256 с.
5. Тюпа 2018 – Тюпа В.И. Жанровая природа нарративных стратегий // Филологический класс. 2018. № 2 (52). C. 19–24.
6. Шанина 2014 – Шанина Ю.А. Обряды перехода и экзистенциальная проблематика в английском романе последней трети ХХ в. // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 1. С. 121–131.
Рецензия
Для цитирования:
Толстошеева Д.Б. Жанровая стратегия притчи в романе И. Макьюэна «Амстердам». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(3):227-235. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-227-235
For citation:
Tolstosheeva D.B. Parable genre strategy in the novel “Amsterdam” by I. McEwan. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(3):227-235. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-3-227-235