Репрезентация советских учебников в самодельных книгах-хрестоматиях сельского учителя Забайкальского края


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-12-27

Полный текст:




Аннотация

Самодельная книга-хрестоматия на сегодняшний день является малоисследованным дидактическим жанром, хотя представляет важный источник эмпирического материала для изучения срезов эпохи, доступности информации и ее селективности в контексте локальной и общей социальной истории. Одним из релевантных ресурсов для поиска материалов может быть советский учебник – он представляет социально-нормативные позиции в вопросах истории и культуры. В ходе экспедиции НИУ ВШЭ «Школьное краеведение Забайкалья» в июне 2023 г. в школьном музее с. Калинино Нерчинского района Забайкальского края были обнаружены 9 самодельных книг-хрестоматий. Книги были созданы во второй половине ХХ в. учителем истории Калининской школы Матвеем Петровичем Коптеловым. Вероятно, он создавал их как самоучитель, который помогал ему собирать и структурировать информацию об истории, литературе, искусству, выдающихся личностях. Анализ выбора тем, персоналий, исторических событий в сопоставлении с учебниками разных лет дает основание судить о взглядах и читательском кругозоре представителя сельской интеллигенции второй половины XX в.

 


Об авторах

А. С. Обухов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Алексей С. Обухов, кандидат психологических наук, доцент

101000, Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10



П. Е. Попова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Полина Е. Попова, студентка

190068, Санкт-Петербург, наб. Канал Грибоедова, д. 123А



С. А. Филимонова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

София А. Филимонова, студентка

190068, Санкт-Петербург, наб. Канал Грибоедова, д. 123А



Список литературы

1. Журавлев 2010 – Журавлев В.П. Первые стабильные учебники (30–40-е годы ХХ в.) как этап в развитии отечественных школьных учебных средств по литературе // Преподаватель XXI век. 2010. № 1. С. 105–114.

2. Лукашин, Сорокин 2016 – Лукашин А., Сорокин А. «Не освещен вовсе аппарат самодержавия…» // Родина. 2016. № 9 (916). URL: https://rodina-history.ru/2016/09/13/rodina-uchebniki-istorii.html (дата обращения 20 марта 2024).

3. Пономарев 2017 – Пономарев Е.Р. Литература в советской школе как идеология повседневности // Новое литературное обозрение. 2017. № 3. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/145_nlo_3_2017/article/12481/?ysclid=lteke9mrlx543309831 (дата обращения 20 марта 2024).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Обухов А.С., Попова П.Е., Филимонова С.А. Репрезентация советских учебников в самодельных книгах-хрестоматиях сельского учителя Забайкальского края. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(7):12-27. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-12-27

For citation: Obukhov A.S., Popova P.E., Filimonova S.A. Representation of Soviet manuals in self-made books-anthologies of a rural teacher of the Trans-Baikal region. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(7):12-27. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-12-27

Просмотров: 103

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)