«Китай: в Зазеркалье»: переосмысляя китайские культурные знаки
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-138-159
Аннотация
Искусство и мода оказывают значительное влияние на формирование и восприятие общества, являясь зеркалом, отражающим сложный симбиоз исторических, культурных и социальных аспектов разнообразных этнических групп и национальных сообществ. В контексте глобализации и культурных взаимодействий проблема отображения культурного «Другого» в моде становится особенно актуальной и вызывает широкие дискуссии. В качестве платформы для обсуждения этого вопроса в статье анализируется проходившая в музее Метрополитен выставка «Китай: в Зазеркалье», в которой Китай представлен как муза западной моды, и исследуются глубокие мотивы и последствия такого представления. На примере экспозиции анализируется динамика культурных отношений между Западом, особенно Соединенными Штатами, и Востоком, в частности Китаем, проливающая свет на противоречия, связанные с этими взаимодействиями, подчеркивается искаженная трансляция культурных кодов, перманентное воспроизведение стереотипов и создание культурного «Другого» в контексте западной моды. Отдельное внимание уделяется работам дизайнеров китайского происхождения, которые сочетают в себе традиционные мотивы, и вместе с тем соответствуют современным модным тенденциям. В заключении делается вывод о необходимости выработать более глубокий подход при репрезентации культурных знаков и символов, чтобы преодолеть поверхностное обращение с культурными элементами.
Ключевые слова
Об авторе
И. А. ПригаринаРоссия
Ирина А. Пригарина
Санкт-Петербург, 199034, Менделеевская линия, д. 5Список литературы
1. Говорунов, Кузьменко 2013 – Говорунов А.В., Кузьменко О.П. Ориентализм и право говорить за другого // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 2. С. 26–43.
2. Athavankar 2004 – Athavankar U.A. Culture, globalization and new design opportunities // Asian Design Journal. 2004. Vol. 1. No. 1. P. 10–32.
3. Behnke 2021 – Behnke A. Fashioning the other: Fashion as an epistemology of translation” // The politics of translation in international relations / Ed. by Z.G. Capan, F. dos Reis, M. Grasten. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2021. P. 89–110. (Palgrave Studies in International Relations)
4. Bong-Ha 2008 – Bong-Ha Seo. Critical discussion on the “Orientalism” in fashion culture // Journal of the Korean Society of clothing and textiles. 2008. Vol. 32. No. 6. P. 902–910.
5. Cheng 2018 – Cheng A.A. Ornamentalism: A feminist theory for the yellow woman // Critical Inquiry. 2018. Vol. 44. No. 3. P. 425–446.
6. Fiss 2009 – Fiss K. Design in a global context: Envisioning postcolonial and transnational possibilities // Massachusetts Institute of Technology Design Issues. 2009. Vol. 25. No. 3. P. 3–10.
7. Geczy 2013 – Geczy A. Fashion and Orientalism: Dress, textiles and culture from the 17th to the 21st century. N.Y.: Bloomsbury Academic. 2013. 272 p.
8. Hall, Cheng 2018 – Hall A., Cheng Sh. Designing globalisation design // International Conference on Engineering and Product Design Education, 7–8 September 2018 / Dyson School of Design Engineering, Imperial College. L., 2018. P. 4764–4781.
9. Kwon, Kim 2011 – Yoo Jin Kwon, Min-Ja Kim. Orientalism in fashion // Journal for Interdisciplinary and Cross-Cultural Studies. 2011. Vol. 5. P. 1–18.
10. Lim 2019 – Lim Sh.J. Anna May Wong: performing the modern. 1st ed. Philadelphia: Temple University Press, 2019. 262 p.
11. Ling 2016 – Ling L.H.M. Orientalism refashioned: “Eastern moon” in “Western waters” reflecting back on the East China sea // The international politics of fashion: being fab in a dangerous world / Ed. by A. Behnke. N.Y.: Routledge. 2016. P. 69–96.
12. Martin, Koda 1994 – Martin R., Koda H. Orientalism visions of the East in Western dress. N.Y.: The Metropolitan Museum of Art, 1994. 96 p.
13. Min 2019 – Min Pun. The East-West dichotomy: From Orientalism to Postcoloniality // Journal of Humanities and Social Science. Ser. 8. 2019. Vol. 24. Iss. 1. P. 75–79.
14. Staszak 2015 – Staszak J.-F. Performing race and gender: the exoticization of Josephine Baker and Anna May Wong // Gender, place and culture. Vol. 22. 2015. No. 5. P. 626–643.
15. The decolonisation of museology 2021 – The decolonisation of museology: Museums, mixing, and myths of origin / Ed. by B.B. Soares, Y. Bergeron, M. Rivet. Vol. 49. Iss. 2. P.: ICOFOM, 2021. 264 p. (ICOFOM Study series)
16. Tu 2011 – Tu Thuy Linh. The beautiful generation: Asian Americans and the cultural economy of fashion. Durham: Duke University Press, 2011. 272 p.
17. Young 1994 – Young I.M. Women recovering our clothes // On fashion / Ed. by Sh. Benstock, S. Ferriss. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1994. P. 197–211.
18. Zenkin 2019 – Zenkin S. Roland Barthes: the image and the imaginary // Phantasia. 2019. Vol. 9. P. 17–24.
Рецензия
Для цитирования:
Пригарина И.А. «Китай: в Зазеркалье»: переосмысляя китайские культурные знаки. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(7):138-159. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-138-159
For citation:
Prigarina I.A. “China: through the looking glass”. Rethinking Chinese cultural signs. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(7):138-159. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-7-138-159