О филолого-педагогическом наследии Эразма Роттердамского


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-52-61

Полный текст:




Аннотация

   Рассматривается вопрос об отражении творчества Эразма Роттердамского в литературе по истории языкознания. Интригующим моментом для исследования стало упоминание в книге Дж. Лайонза «Введение в теоретическую лингвистику» синтаксического сочинения Эразма 1513 г., опирающегося на грамматику Доната. Других сведений об этом сочинении (как и самого сочинения) автору пока обнаружить не удалось. В отечественной учебной литературе по истории языкознания упоминаний Эразма почти нет. Можно предположить, что Лайонз имел в виду некую другую работу Эразма – возможно, созданную в английский период творчества гуманиста. Кратко обсуждаются два трактата Эразма, написанные в Англии: «Об изобилии слов и предметов» и «О способе обучения». Во втором трактате, филолого-педагогическом, Эразм рекомендует читателю в числе античных источников грамматику Доната. Нельзя исключать, что Лайонз подразумевал именно этот трактат.


Об авторе

С. Ю. Семенова
Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН; Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Софья Ю. Семенова, кандидат филологических наук

117418; Нахимовский пр-т, д. 51/21; 125047; Миусская пл., д. 6; Москва



Список литературы

1. Лайонз 1978 – Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику / пер. с англ. яз. под ред. и с предисл. В.А. Звегинцева. М.: Прогресс, 1978. 544 с.

2. Софронова, Хазина 2018 – Софронова Л.В., Хазина А.В. “De ratione studii”: Эразм Роттердамский о методике обучения классической словесности // Вестник Мининского университета. Т. 6. № 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/de-ratione-studii-erazm-rotterdamskiy-o-metodike-obucheniya-klassicheskoy-slovesnosti/viewer (дата обращения 03. 03. 2024).

3. Степанцов 2016 – Степанцов С.А. «Об изобилии слов и предметов» Эразма Роттердамского: риторика как наука о языке // Науки о языке и тексте в Европе XIV–XVI вв. М.: Изд. дом РАНХ и ГС, 2016. С. 85–99.

4. Томсен 2004 – Томсен В. История языковедения до конца XIX в.: Краткий обзор основных моментов: пер. с нем. / обработка и послесл. Р.И. Шор. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРРС, 2004. 158 с. (1-е изд. М.: Учпедгиз, 1938).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Семенова С.Ю. О филолого-педагогическом наследии Эразма Роттердамского. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(12):52-61. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-52-61

For citation: Semenova S.Y. On Erasmus of Rotterdam philological and pedagogical heritage. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(12):52-61. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-52-61

Просмотров: 41

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)