Гравюра 1666 г. с изображением семейного древа русского царя и европейское искусство XVI–XVII вв.: визуальные параллели
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-32-45
Аннотация
В статье впервые рассматривается проблема европейских параллелей иконографической схемы, использованной для изображения семейного древа царя Алексея Михайловича на гравюре из книги архиепископа Лазаря Барановича «Меч духовный» 1666 г. Визуальная генеалогия, сформировавшаяся в культуре европейского Запада в XI–XIII вв., получила распространение в России только при втором государе династии Романовых. До начала XVIII в. она носила спиритуальный характер и была ориентирована на репрезентацию богоизбранности правящего рода. Исследуемое изображение царского древа включает только царя Алексея Михайловича с супругой и их детей. Корнем древа является киевский князь Владимир – креститель Руси. Точно установить образец этой иконографии практически невозможно, так как собрание гравюр Киево-Печерской типографии, где была издана книга и сделаны ее иллюстрации, полностью не сохранилось. Изучение материала западноевропейского искусства раннего Нового времени позволило выявить иконографически похожие изображения. Все они восходят к одному из вариантов «Древа Иессеева», произрастающего из тела легендарного предка. Наиболее близкой аналогией исследуемому царскому древу является гравюра белорусского мастера Александра Тарасевича «Род Полубинских» 1675 г. Ее анализ позволяет предположить, что заказчикам и граверам в восточноевропейских землях в XVII в. были доступны какие-то западноевропейские книжные и станковые гравюры, служившие для них общими иконографическими моделями.
Об авторе
Людмила Б. СукинаРоссия
Людмила Б. Сукина, доктор исторических наук, доцент,
152021, Ярославская обл., Переславль-Залесский, Веськово, ул. Петра Первого, д. 4 «а».
Список литературы
1. Алексеева 1990 – Алексеева М.А. Гравер Тарасевич в Москве в 1689 г. // Панорама искусств. М.: Советский художник, 1990. Вып. 13. С. 250–262.
2. Арутюнян 2022 – Арутюнян Ю.И. Карты и путеводители: тиражная графика XVII в. в современном искусствознании // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2022. № 12. С. 224–235.
3. Гребенюк 1989 – Гребенюк В.П. Эволюция поэтических символов российского абсолютизма (от Симеона Полоцкого до М.В. Ломоносова) // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в. М.: Наука, 1989. С. 188–200.
4. Клапиш-Зубер 2002 – Клапиш-Зубер К. От священной истории к наглядному изображению генеалогий в X–XIII вв. // Одиссей: Человек в истории, 2002. М.: Наука, 2002. С. 200–227.
5. Сукина 2020 – Сукина Л.Б. «Род царствия благословится»: два случая интерпретации богоизбранности правящего дома Романовых в русской художественной культуре второй половины XVII – начала XVIII в. // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 3. С. 115–131.
6. Сукина 2022 – Сукина Л.Б. Воображаемое древо: как первые Романовы изобретали для себя царскую родословную. М.: Проспект, 2022. 128 с.
7. Успенский 2021 – Успенский Б.А. От герба к парсуне (Портрет царевны Софьи «в орле») // Slovĕne=Словѣне. 2021. Т. 10. № 1. С. 113–156.
8. Фядосік 2014 – Фядосік В.А. Палемон Пантыйскі і легенда об Палемоне ў летапісанні Вялікага княства Літоўскага // Российские и славянские исследования. Минск: БГУ, 2014. Вып. 9. С. 219–229.
9. Шматаў 1984 – Шматаў В.Ф. Беларуская книіжная гравюра XVI–XVIII стагоддзяў. Минск: Навука і тэхніка, 1984.181 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Сукина Л.Б. Гравюра 1666 г. с изображением семейного древа русского царя и европейское искусство XVI–XVII вв.: визуальные параллели. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(4):32-45. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-32-45
For citation: Sukina L.B. Engraving from 1666 with the image of the family tree of the Russian Tsar and European art of the 16th – 17th centuries. Visual parallels. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(4):32-45. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-4-32-45
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.