Методология имагологического исследования
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-14-22
Аннотация
Литературоведческая имагология как дисциплина компаративистики (сравнительного литературоведения), изучающая стереотипные образы «других», «чужих» наций, стран, культур, традиций и религий в текстах художественной литературы, уже довольно прочно закрепилась в науке. Однако ее теоретические основы все же не сформировались окончательно. Это касается и понятийного аппарата, и методологии исследования. В статье предлагается механизм анализа образа «чужого», прежде всего – персонажа-иностранца. Автор выделяет следующие «элементы» анализа: портрет, костюм, возраст, «говорящие» имена героев, их речевая характеристика, предыстория, социальный статус (сословие, профессия), предметная детализация, хронотоп, высказываемые характеристики, степень «обруселости», национальное самосознание, национальный характер, менталитет, обозначение автором персонажа как «типичного» представителя своей нации, использование антитезы для выявления различий между «своими» и «чужими», раскрытие персонажа в сюжете, его место в системе персонажей. Кроме того, мотивы в произведении, ценностная позиция автора (выражающаяся в тональности повествования, его эмоциональном колорите) и даже сам жанр произведения могут также нести в себе имагологическую информацию. Таким образом, художественный текст – многоуровневый объект имагологического анализа, в котором даже незначительные, на первый взгляд, элементы могут нести в себе ценную информацию для исследователя. Теоретические положения подкреплены примерами анализа из русской художественной литературы XIX в. Статья содержит краткую библиографию по состоянию данного вопроса в современной науке.
Об авторе
Елена В. ПапиловаРоссия
Елена В. Папилова, кандидат филологических наук, доцент
119991, Россия, Москва, Ленинский пр-т, д. 65, корп. 1
Список литературы
1. Забровский 1994 – Забровский А.П. К проблеме типологии образа иностранца в русской литературе // Россия и Запад: диалог культур: Сб. статей / отв. ред. А.В. Павловская. М.: [Б. и.], 1994. 233 с.
2. Капустянская, Кубанев, Набилкина 2015 – Капустянская К.В., Кубанев Н.А., Набилкина Л.Н. Имагология и травелог: формирование образа «чужих» стран и народов // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 218–223.
3. Лихачев 1981 – Лихачев Д.С. Литература – Реальность – Литература. Л.: Советский писатель, 1981. 215 с.
4. Папилова 2022 – Папилова Е.В. Три немецких булочника русской литературы XIX в. // Филология и культура. 2022. № 4 (70). С. 134–138.
5. Поляков, Полякова 2013 – Поляков О.Ю., Полякова О.А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: ООО «Радуга-Пресс», 2013. 162 c.
6. Поляков 2022 – Поляков О.Ю. Литературоведческая имагология как учебный курс магистратуры: структурно-содержательные и методические аспекты // Вестник Вятского государственного университета. 2022. №4 (146). С. 141–148.
7. Репина 2019 – Репина Л.П. Историческая имагология и проблемы межкультурного диалога // «Свой»/«Чужой» в кросс-культурных коммуникациях стран Запада и России. СПб., 2019. С. 17–46.
8. Сироткина 2016 – Сироткина Т.А. «Человек этнический» в пространстве текстов исторической прозы // Вопросы русской литературы. 2016. № 1–3 (35/92– 37/94). С. 55–62.
9. Сун 2019 – Сун Д. Филологическая имагология в Китае: научно-исследовательский обзор // Филологические науки: Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 3. С. 319–326.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Папилова Е.В. Методология имагологического исследования. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(2):14-22. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-14-22
For citation: Papilova E.V. Methodology of imagological analysis. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(2):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-14-22
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.