«Школа для дураков» как метароман: проблема субъектного неосинкретизма
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-91-101
Аннотация
Статья посвящена изучению субъектной структуры романа Саши Соколова «Школа для дураков». Используя методологический аппарат нарратологии и рецептивной эстетики, предпринимается попытка анализа композиционного устройства рассматриваемого текста с целью описания так называемого субъектного неосинкретизма – эстетической тенденции в литературе второй половины ХХ в., обостряющей отношения между ценностными и повествовательными инстанциями произведения. Необходимость подобного исследования мотивирована сложностью описания метароманной структуры произведения, предпринимаемой нами впервые на основании концепции В.Б. Зусевой-Озкан. Основная гипотеза нашего исследования подтверждается практическим анализом субъектной структуры произведения: возникающее неразличение позиции героя и автора или, точнее, их бесконфликтное тождественное сосуществование в качестве разных функций произведения, не позволяет нам однозначно отнести «Школу для дураков» ни к одному из четырех инвариантов метаромана, предложенных Вероникой Борисовной. Это не создает внутреннего конфликта упомянутой концепции, выведенной на другом метароманном материале, однако позволяет нам, вслед за М. Фуко, предложить уточняющий ее параметр – функция авторства.
Об авторе
Григорий А. ФилипповРоссия
Григорий А. Филиппов, аспирант
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Бешукова 2012 – Бешукова Ф.Б. Полифоническая структура постмодернистского текста // Актуальные проблемы литературоведения. Майкоп: Известия ВГПУ, 2012. С. 150–165.
2. Битов 1989 – Битов А. Грусть всего человека // Октябрь. 1989. № 3. С. 157–158.
3. Диваков 2012 – Диваков С.В. Творчество Саши Соколова: проблемы жанра: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь: ТГУ, 2012. 45 с.
4. Изер 2004 – Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: Антология. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 201–225.
5. Егоров 2015 – Егоров М.Ю. «Неклассический» мир Саши Соколова: вариативность интерпретации «Школы для дураков» // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 3. С. 128–132.
6. Женнет 1998 – Женнет Ж. Повествовательный дискурс // Женнет Ж. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1998. Т. 2. С. 242–245.
7. Зусева-Озкан 2014 – Зусева-Озкан В.Б. Историческая поэтика романа. М.: Intrada, 2014. 488 c.
8. Липовецкий 1997 – Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: ЕГУ, 1997. 380 с.
9. Сокрута 2015 – Сокрута Ю.В. О функциях метанарративности в современном романе // Диалог согласия: Сборник научных статей к 70-летию В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2015. С. 151–163.
10. Эпштейн 2019 – Эпштейн М. Постмодернизм в России. СПб.: Азбука, 2019. 490 с.
Рецензия
Для цитирования:
Филиппов Г.А. «Школа для дураков» как метароман: проблема субъектного неосинкретизма. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(2):91-101. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-91-101
For citation:
Filippov G.A. “School For Fools” as a metafiction. The problem of subjective neosyncretism. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(2):91-101. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-91-101