Экфрасис в биографическом романе о художнике: «Дама с веером» Джованны Пьер
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-194-202
Аннотация
В статье анализируется использование экфрасиса как ключевого литературного приема в биографической прозе на примере романа Джованны Пьерини «Дама с веером», посвященном жизни художницы Софонисбы Ангвиссолы. Опираясь на классификации, предложенные Е.В. Яценко, автор прибегает к типологизации экфрасисов «по объему»: полный, представляющий собой подробные описания произведений, зачастую с акцентом на технические и стилистические детали, и свернутый, где произведения искусства упоминаются вскользь и служат средством развития сюжета и передачи культурного контекста эпохи. Отдельное внимание уделяется косвенному экфрасису, относящемуся к типологии «по объекту описания» и соответствующему классическому определению тропа, через который передаются детали живописных техник и эмоциональное восприятие картин. Исследование демонстрирует, как биографическая проза о художниках позволяет расширить дискуссию о парагоне искусств благодаря взаимосвязи между визуальными и вербальными видами искусства, что иллюстрируется через примеры экфрасисов работ художницы Софонисбы Ангвиссолы, а также через анализ техник, приемов и различных типов восприятия, к которым прибегает Пьерини для воссоздания художественных образов через описания процесса создания произведений. Таким образом, доказывается релевантность использования экфрасиса в прозаическом произведении не только с эстетической точки зрения, но и для развития повествования в искусствоведческом ключе.
Об авторе
Владислава С. СычеваРоссия
Владислава С. Сычева, аспирант
123104, Москва, Тверскойб-р, д. 25
Список литературы
1. Яценко 2011 – Яценко Е.В. «Любите живопись, поэты…»: Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 47–57.
2. Ames-Lewis 2000 – Ames-Lewis F. The intellectual life of the Early Renaissance artist. New Haven: Yale University Press, 2000. 332 p.
3. Baetens 2005 – Baetens J. Novelization, a contaminated genre? // Critical Inquiry. 2005. Vol. 32. No. 1. P. 43–60.
4. Cretti 2023 – Cretti D. Sofonisba Anguissola: il restauro delle pale di Paternò // Le donne e l’arte. Roma: Quasar, 2023. P. 29–46.
5. Marubbi 2022 – Marubbi M. Sofonisba Moncada e Anguissola: opere e giorni di una pittrice cremonese in Sicilia (1573–1579) // Sofonisba Anguissola e la Madonna dell’Itria. Il culto dell’Hodighitria in Sicilia dal Medioevo all’Età Moderna, Milano: Nomos Edizioni, 2022. P. 53–64.
Рецензия
Для цитирования:
Сычева В.С. Экфрасис в биографическом романе о художнике: «Дама с веером» Джованны Пьер. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(2):194-202. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-194-202
For citation:
Sycheva V.S. The ekphrasis in biofiction about artists. A case study of Giovanna Pierini’s La Dama con il Ventaglio. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(2):194-202. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-2-194-202