Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Когнитивная метафора как способ манипулятивного воздействия (на примере парфюмерного дискурса)

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-59-66

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу когнитивной метафоры в парфюмерном дискурсе (включая рекламный дискурс) как способу манипулятивного воздействия на целевую аудиторию для возбуждения интереса потенциальных покупателей к парфюмерной продукции. Автор настоящего исследования рассматривает различные метафорические процессы, которые отражены в рекламных текстах о парфюмерии, парфюмерных блогах, а также в парфюмерных наименованиях в современном английском и французском языках. Целью автора статьи является исследование когнитивных механизмов языка, лежащих в основе воздействия на человеческое сознание. Рассматриваются разные виды когнитивной метафоры (ориентационная, структурная и онтологическая метафоры) для выявления наиболее успешного механизма воздействия на человека. Для анализа когнитивных метафор автор обращается к ряду референтных областей парфюмерии и приводит наиболее значимые примеры в данных областях. Также представлены примеры эвфемизации в парфюмерном дискурсе. Автор выделяет наиболее важные функции метафоры для подтверждения воздействия метафор на психоэмоциональную сферу человека. Выводы, приведенные в статье, важны для интерпретации мотивационных аспектов манипулятивного влияния на человека через языковую реализацию и образность.

Об авторе

А. П. Герасимова
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Герасимова Анастасия П.

119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1


Список литературы

1. Бельская 2010 – Бельская Т.И. Средства актуализации опорных концептов парфюмерного дискурса современного французского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010. 26 с.

2. Вачков 2022 – Вачков И.В. Метафора и образ в социально-психологической практике. Самара: Издат. дом «Бахрах-М», 2022. 160 с.

3. Желтухина 2016 – Желтухина М.Р. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2016. № 3–4 (24–25). C. 292–296. Заботкина, Коннова 2022 – Заботкина В.И., Коннова М.Н. Прецедентные метафоры как инструмент языковой манипуляции в англо-американском медиадискурсе: аксиологический аспект // Новый филологический вестник. 2022. № 3 (62). С. 367–382.

4. Киселева 1978 – Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: ЛГУ, 1978. 160 c.

5. Косицкая 2016 – Косицкая Ф.Л. Жанровая палитра французского парфюмерного дискурса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 6 (171). C. 71–75.

6. Курпатов 2019 – Курпатов А.В. Законы мозга: Универсальные правила. СПб.: ООО «Дом печати изд-ва книготорговли “Капитал”», 2019. 288 c.

7. Чернявская 2001 – Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс: Проблемы экономического дискурса: сб. научных статей. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический ун-т, 2001. C. 11–22.

8. Lakoff, Johnson 2008 – Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: The University of Chicago Press, 2008. 256 p.


Рецензия

Для цитирования:


Герасимова А.П. Когнитивная метафора как способ манипулятивного воздействия (на примере парфюмерного дискурса). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(3):59-66. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-59-66

For citation:


Gerasimova A.P. Cognitive metaphor as a method of manipulative influence (by the example of perfumery discourse). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(3):59-66. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-59-66

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)