Дискурсивный механизм осуществления манипулятивного воздействия в англоязычных СМИ
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-203-209
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые способы осуществления манипулятивного воздействия на аудиторию в англоязычных СМИ, в основе которых лежит выявленный автором механизм дискурсивного программирования. В соответствии с данным механизмом, одни элементы дискурса предопределяют («программируют») другие. На основании механизма дискурсивного программирования в рассмотренном материале выявляется два основных способа осуществления манипулятивного воздействия на аудиторию: удержание ее внимания и создание дискурсивного эффекта, продвигающего определенную точку зрения. Дискурсивное программирование с целью удержания внимания аудитории осуществляется через постепенное заполнение слотов активированного ранее фрейма (например, YOUNG VICTIM OF VIOLENCE). Другой способ осуществления манипулятивного воздействия реализуется через создание дискурсивного эффекта, который автор в своих предыдущих работах называет лакриматорным и который с одной стороны, основан на дискурсивном программировании фреймов культурных концептов, порождающих эмпатию со стороны читателя (например, CHILD или SOMEONE HELPLESS), а с другой стороны, фрейма TRAGIC EVENT, объединенного с «эмпатическими» фреймами общими терминалами. В результате исследования делается предположение, что выявленные в дискурсе англоязычных СМИ способы осуществления манипулятивного воздействия на аудиторию являются взаимно дополняющими.
Об авторе
В. Л. СоколоваРоссия
Соколова Вера Л. - кандидат филологических наук, доцент.
119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1
Список литературы
1. Бондаренко 2023 – Бондаренко А.В. Неологизмы в англоязычных СМИ как средство манипуляции общественным сознанием // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 7 (875). С. 9–15.
2. Глинчевский 2005 – Глинчевский Э.И. Средства речевого воздействия в языке СМИ // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 4. C. 18–27.
3. Зимняя 2001 – Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж: НПО Модэк, 2001. 428 с.
4. Навасартян 2017 – Навасартян Л.Г. Языковые средства и речевые приемы манипуляции информацией в СМИ: на материале российских газет: Автореф. дис. канд. филол. наук. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2017. 22 с.
5. Никитина 2006 – Никитина К.В. Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ: на материале газет США: Дис. … канд. филол. наук, Башкирский государственный университет. Уфа, 2006. 197 с.
6. Соколова 2021a – Соколова В.Л. Механизм дискурсивного программирования и его лингвокультурный потенциал в англоязычном дискурсе СМИ // Язык. Культура. Общество: Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания: Сб. научных статей. М., 2021. С. 136–146.
7. Соколова 2021b – Соколова В.Л. Психоэмоциональные основания и дискурсивные средства создания лакриматорного эффекта в англоязычных художественных произведениях // Язык, коммуникация и социальная среда. 2021. № 19. С. 55–66.
8. Martin, Ford 2018 – Martin R., Ford T. The psychology of humor. An integrative approach. Cambridge: Elsevier Academic Press, 2018. 472 p.
9. Neisser 1975 – Neisser U.G. Perceiving, anticipating, and imagining // Perception and Cognition: Issues in the Foundations of Psychology. 1975. No. 9. P. 89–105.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Соколова В.Л. Дискурсивный механизм осуществления манипулятивного воздействия в англоязычных СМИ. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(3):203-209. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-203-209
For citation: Sokolova V.L. Discursive mechanism of manipulation in English mass media sources. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(3):203-209. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-3-203-209
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.