«С постылым назло мне пошла под венец»: мотив свадьбы возлюбленной в некоторых городских романсах
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-6-81-98
Аннотация
В статье анализируются городские романсы, объединенные мотивом, который условно можно назвать «свадьба возлюбленной»: герой присутствует на венчании его возлюбленной с соперником (или девушка видит женитьбу любимого). В центре исследования – популярный романс «Ах, зачем эта ночь», сюжет которого за столетний период существования наиболее разработан. Другие популярные песни – «В лунном сиянии снег серебрится», «Зачем ты, безумная, губишь», «Над серебряной рекой», «Она, как статуя, стояла». Сравнение грамзаписей, публикаций в песенниках, полевых записей этих песен показывает, что сюжеты, построенные на основе общего центрального (или ядерного) мотива, несмотря на стилистические особенности и различающееся описание экспозиции, в разных песнях реализуются схожим образом: обладают общей, инвариантной сюжетной схемой, имеют тенденцию к сокращению лирической части (описаний ламентаций героя) и к увеличению лиро-эпической (трагического финала). Наличие общих мотивов позволяет контаминировать песни внутри анализируемой группы романсов и вне ее, но, за редкими исключениями, не выходя за пределы инвариантного сюжета. В песнях совмещаются две мотивировки свадьбы, которые соответствуют двум точкам зрения на ситуацию: «насильное замужество» и измена.
Об авторе
У. А. ПетуховаРоссия
Ульяна А. Петухова – магистрант
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Адоньева, Герасимова 1996 – Адоньева С.Б., Герасимова Н.М. «Никто меня не пожалеет...»: Баллада и романс как феномен фольклорной культуры нового времени // Современная баллада и жестокий романс / сост. С.Б. Адоньева, Н.М. Герасимова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 338–364.
2. Гусев 1965 – Гусев В.Е. Песни и романсы русских поэтов: вступ. статья // Песни и романсы русских поэтов. М.; Л.: Советский писатель, 1965. С. 5–48.
3. Кузнецова 2024 – Кузнецова М.М. «Окрасился месяц багрянцем»: литературный текст в устной традиции // Folkloristika: Časopis udruženja folklorista Srbije. 2024. № 2 (9). S. 59–72.
4. Олсон, Адоньева 2016 – Олсон Л., Адоньева С. Традиция, трансгрессия, компромисс: миры русской деревенской женщины. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 434 с.
5. Петровский 2005 – Петровский М.С. Скромное обаяние кича, или Что есть русский романс // Ах романс, эх романс, ох романс: Русский романс на рубеже веков / сост. В.Я. Мордерер, М.С. Петровский. СПб.: Герань, 2005. С. 5–74.
6. Петухова 2024 – Петухова У.А. «Белой акации гроздья душистые»: социально-исторический контекст песни // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024. № 6. С. 46–79.
7. Рычкова 2015 – Рычкова Н.Н. Сильносвязанные и слабосвязанные структуры городской песни // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2015. № 6. С. 113–131.
8. Рычкова 2016 – Рычкова Н.Н. Городская песня в деревне: функция, структура, сюжет (на примере Хакасско-Минусинской котловины): дис. канд. филол. наук. М.: Московский педагогический государственный ун-т, 2016. 293 с.
9. Смирнов 1988 – Смирнов Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы (Опыт указателя сюжетов и версий). М.: Наука. 1988. 117 с.
10. Строганов 2016 – Строганов М.В. Жестокий романс и жанровая типология фольклорных песен индустриального общества // Традиционная культура народов Поволжья: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 2 ч. Ч. 2. Казань: Ихлас, 2016. С. 187–196.
Рецензия
Для цитирования:
Петухова У.А. «С постылым назло мне пошла под венец»: мотив свадьбы возлюбленной в некоторых городских романсах. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025;(6):81-98. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-6-81-98
For citation:
Petukhova U.A. “S postylym nazlo mne poshla pod venets” [She went down the aisle with someone she didn’t love just to spite me]. The motif of the wedding of the beloved in some urban romances. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2025;(6):81-98. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2025-6-81-98