Стихотворный текст как симфония киноприемов (Экспериментальный анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «К немецкой речи»)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2015-2-73-84

Полный текст:




Аннотация

В статье на примере стихотворения «К немецкой речи» изучается монтажный характер поэтики О.Э. Мандельштама. Цель статьи - показать близость приемов кинематографа 20-х гг. ХХ в. и поэтики мандельштамовского стихотворного текста. После обзора биографических и творческих соприкосновений Мандельштама с миром киноиндустрии в сравнении с построением кинофильма исследуются особенности структуры внутреннего сюжета «К немецкой речи», «монтажные» склейки между разрозненными образами стихотворения, механизмы восприятия текста читателем (созвучные восприятию фильма зрителем). В ходе разбора обнаруживается, что существует ряд приемов, роднящих поэтику стихотворения с внутренним устройством кинокартин начала XX в.

Об авторе

Александра Викторовна Бассель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Лихачев Б.С. Кино в России (1896-1926). Материалы к истории русского кино. Ч. 1. 1896-1913. Л.: ACADEMIA, 1927. С. 24.

2. Серафимович А.С. Машинное двигается // Сине-фоно. 1912. № 8. С. 8.

3. Зоркая Н. «…Страшное, правдивое и мстительное искусство». Осип Мандельштам о кинематографе // Искусство кино. 1988. № 4. С. 82-95.

4. Дымшиц А.Л. Вступительная статья // Мандельштам О.Э. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1978.

5. Румянцева В.Н. «От сырой простыни…»: Осип Мандельштам и кино // «Отдай меня, Воронежск…». Третьи международные мандельштамовские чтения. Воронеж: Изд-во воронежск. ун-та, 1995.

6. Герштейн Э.Г. Мемуары. М.: Захаров, 2002. С. 762.

7. Мандельштам Н.Я. Вторая книга / Предисл. и примеч. А. Морозова; подгот. текста С. Василенко. М.: Согласие, 1999. С. 231.

8. Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Леф. 1923. № 3. С. 70-75.

9. Эйзенштейн С.М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С.М. Монтаж / Предисл. Р. Юренева. М.: ВГИК, 1998. С. 63.

10. Цивьян Ю.Г. Историческая концепция кино. Кинематограф в России 1896-1930. Рига: «Зинатне», 1991. С. 327.

11. Эйзенштейн С.М. Четвертое измерение в кино // Эйзенштейн С.М. Монтаж. С. 59.

12. Шиндин С.Г. К проблеме «Мандельштам и кинематограф» // Киноведческие записки. 1991. № 10. С. 150-161.

13. Эйхенбаум Б. Литература и кино // Советский экран. 1926. № 42. С. 10.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бассель А.В. Стихотворный текст как симфония киноприемов (Экспериментальный анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «К немецкой речи»). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2015;(2):73-84. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2015-2-73-84

For citation: Bassel A. Poetic text as a symphony of cinematographic devices (An experimental analysis of O. Mandelstam’s poem “To the German Tongue”). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2015;(2):73-84. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2015-2-73-84

Просмотров: 445

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)