Белый конь на гребне горы: структура и маркеры коммуникации в визионерских практиках алтайцев

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются коммуникативные ситуации в визионерских практиках на Алтае. В исследовании представлено несколько уровней структурного анализа «мифологической коммуникации» (между человеком и сверхъестественным существом). Первый уровень анализа - синтагматика обрядов различных типов; второй - типология участников мифологической коммуникации в зависимости от типа доминирующего канала связи (визуальный, вербальный, акциональный, предметный) и в зависимости от активности человека или духа. На третьем уровне рассматриваются «ключевые маркеры» алтайских визионерских практик, существующие как значимые визуальные сигналы для участников коммуникации: белые предметы, можжевельник (арчын), части головы и одежды.

Об авторе

Дмитрий Юрьевич Доронин
Российская академия народного хозяйства и государственная службы; Московская высшая школа социальных и экономических наук
Россия


Список литературы

1. Словарь этнографических терминов // История Республики Алтай. Т. 2: Горный Алтай в составе Российского государства: 1756-1916 гг / Отв. ред. Н.В. Екеев. Горно-Алтайск, 2010.

2. Доронин Д.Ю. Между медведем и ангелом: типология обликов горного хозяина у народов Алтая // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 2 / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2013. С. 245-296.

3. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М.: Восточная литература, 2004. С. 54-58.

4. Доронин Д.Ю. Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 74-104, 86-87.

5. Ойротско-русский словарь около 10 000 слов / Сост. Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова; Под общ. ред. Н.А. Баскакова. М., 1947. С. 113.

6. Тюхтенева С.П. «Неошаманство» на Алтае в 1980-1990-х гг.: ясновидение и сновидение в практике шаманствующих // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы международного конгресса, посвященного памяти А.В. Анохина, Н.П. Дыренковой, С.М. Широкогорова. М.: Изд. ИЭА РАН, 2001. С. 98.

7. Доронин Д.Ю. «Правым, ласковым глазом взгляни!»: глаза и взгляд в актуальной мифологии народов Алтая // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2014. C. 229-230.

8. Ямаева Е.Е. Указатель персонажей алтайской мифологии. ГорноАлтайск, 1998. С. 11-12.

9. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. C. 45.

10. Дьяконова В.П. К вопросу о различных категориях служителей культов у народов Саяно-Алтая // Этнические и историко-культурные связи народов СССР: Тезисы доклада. Алма-Ата, 1976. С. 41-42.

11. Усманова М.С. О категории шаманов и шаманствующих лиц у хакасов // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: тезисы докладов областной конференции. Омск: Изд. ОмГУ, 1979. С. 181-184.

12. Ревуненкова Е.В. Заметки о современной терминологии, связанной с шаманизмом, у теленгитов // Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова. М., 1995. С. 91-97;

13. Функ Д.А. Бытовой шаманский фольклор телеутов: Новые записки // Народы Сибири (Сибирский этнографический сборник, 7). М., 1995. С. 21-37.

14. Кастараков М.В. Белые кони духов. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2010. С. 11-17.

15. Батьянова Е.П. Телеутская версия бурханизма // Этнографическое обозрение. 2005. № 4. С. 73.

16. Представление товарища прокурора Бийского участка Станевича прокурору Томского окружного суда о своей поездке по Алтаю // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 59.

17. Обвинительный акт о кочевых калмыках Чете Челпанове, Матае Адышеве, Матае Бабраеве, Кийтыке Елбадине, Анчибае Елемисове, Чапиаке Юдуеве // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 107.

18. Бурханизм и калмыки: Из отчета об Алтайской духовной миссии за 1907 г. // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 239-240.

19. Соколов М. К истории бурханизма у алтайских калмыков // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 298, 305.

20. Волнения калмыков по поводу явления легендарного Ойрот-Хана: Из отчета Алтайской духовной миссии за 1904 г // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 52;

21. Токмашев Г.М. К сказке Борозы каан // Школа и жизнь Сибири. 1918. № 2. С. 8.

22. Из записок ининского миссионера иеромонаха Нифонта с октября 1914 по ноябрь 1915 // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 289.

23. Алтайская духовная миссия в 1910 г. // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 277.

24. Батьянова Е.П. Телеутская версия бурханизма // Этнографическое обозрение. 2005. № 4. С. 74.

25. Батьянова Е.П. Род и община у телеутов в XIX - начале XX в. М., 2007. С. 205.

26. Данилин А.Г. Бурханизм: Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1993. С. 60, 62.

27. Шерстова Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск, 2010. С. 195.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Доронин Д.Ю. Белый конь на гребне горы: структура и маркеры коммуникации в визионерских практиках алтайцев. Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016;(12):115-134.

For citation: Doronin D. White horse on the mountain. Structure and markers of communication in Altaic visionary practices. RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2016;(12):115-134. (In Russ.)

Просмотров: 4

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)