Preview

RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series

Advanced search

White horse on the mountain. Structure and markers of communication in Altaic visionary practices

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2016-12-115-134

Abstract

The article focuses on communicative situations in visionary practices of the contemporary Altaic shamanism, Altaic Evangelical Christianity and Burkhanism (Altaic White faith ). The article presents several levels of structural analysis of “mythological communication”(communication between man and a supernatural being). The first (macro) analysis level is the syntagmatic of rites of various types. The second level of analysis is a typology of participants in mythological communication organized according to the type of the dominant channel of the communication (visual, verbal, actional, material) and to the type of the activity of a man or a spirit. At the third (micro) level of analysis “key communication markers” of Altai visionary practices are considered, the markers, existing for communication participants as important visual signals, such as white objects, the juniper (archin ),parts of the head.

About the Author

Dmitry Doronin
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Moscow School of Social and Economic Sciences
Russian Federation


References

1. Словарь этнографических терминов // История Республики Алтай. Т. 2: Горный Алтай в составе Российского государства: 1756-1916 гг / Отв. ред. Н.В. Екеев. Горно-Алтайск, 2010.

2. Доронин Д.Ю. Между медведем и ангелом: типология обликов горного хозяина у народов Алтая // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 2 / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2013. С. 245-296.

3. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М.: Восточная литература, 2004. С. 54-58.

4. Доронин Д.Ю. Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 74-104, 86-87.

5. Ойротско-русский словарь около 10 000 слов / Сост. Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова; Под общ. ред. Н.А. Баскакова. М., 1947. С. 113.

6. Тюхтенева С.П. «Неошаманство» на Алтае в 1980-1990-х гг.: ясновидение и сновидение в практике шаманствующих // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы международного конгресса, посвященного памяти А.В. Анохина, Н.П. Дыренковой, С.М. Широкогорова. М.: Изд. ИЭА РАН, 2001. С. 98.

7. Доронин Д.Ю. «Правым, ласковым глазом взгляни!»: глаза и взгляд в актуальной мифологии народов Алтая // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2014. C. 229-230.

8. Ямаева Е.Е. Указатель персонажей алтайской мифологии. ГорноАлтайск, 1998. С. 11-12.

9. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. C. 45.

10. Дьяконова В.П. К вопросу о различных категориях служителей культов у народов Саяно-Алтая // Этнические и историко-культурные связи народов СССР: Тезисы доклада. Алма-Ата, 1976. С. 41-42.

11. Усманова М.С. О категории шаманов и шаманствующих лиц у хакасов // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: тезисы докладов областной конференции. Омск: Изд. ОмГУ, 1979. С. 181-184.

12. Ревуненкова Е.В. Заметки о современной терминологии, связанной с шаманизмом, у теленгитов // Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова. М., 1995. С. 91-97;

13. Функ Д.А. Бытовой шаманский фольклор телеутов: Новые записки // Народы Сибири (Сибирский этнографический сборник, 7). М., 1995. С. 21-37.

14. Кастараков М.В. Белые кони духов. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2010. С. 11-17.

15. Батьянова Е.П. Телеутская версия бурханизма // Этнографическое обозрение. 2005. № 4. С. 73.

16. Представление товарища прокурора Бийского участка Станевича прокурору Томского окружного суда о своей поездке по Алтаю // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 59.

17. Обвинительный акт о кочевых калмыках Чете Челпанове, Матае Адышеве, Матае Бабраеве, Кийтыке Елбадине, Анчибае Елемисове, Чапиаке Юдуеве // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 107.

18. Бурханизм и калмыки: Из отчета об Алтайской духовной миссии за 1907 г. // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 239-240.

19. Соколов М. К истории бурханизма у алтайских калмыков // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 298, 305.

20. Волнения калмыков по поводу явления легендарного Ойрот-Хана: Из отчета Алтайской духовной миссии за 1904 г // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 52;

21. Токмашев Г.М. К сказке Борозы каан // Школа и жизнь Сибири. 1918. № 2. С. 8.

22. Из записок ининского миссионера иеромонаха Нифонта с октября 1914 по ноябрь 1915 // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 289.

23. Алтайская духовная миссия в 1910 г. // Бурханизм: документы и материалы. Горно-Алтайск, 1994. С. 277.

24. Батьянова Е.П. Телеутская версия бурханизма // Этнографическое обозрение. 2005. № 4. С. 74.

25. Батьянова Е.П. Род и община у телеутов в XIX - начале XX в. М., 2007. С. 205.

26. Данилин А.Г. Бурханизм: Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1993. С. 60, 62.

27. Шерстова Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск, 2010. С. 195.


Review

For citations:


Doronin D. White horse on the mountain. Structure and markers of communication in Altaic visionary practices. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2016;(12):115-134. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2016-12-115-134

Views: 263


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)