Лексика физического восприятия в мифологическом тексте


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2015-2-142-151

Полный текст:




Аннотация

В статье описывается система номинаций процесса физического восприятия (визуального и акустического) в устных мифологических нарративах в ее связях и отношениях с единицами других семантических полей, выявляется система смысловых характеристик, выражаемых перцептивной лексикой, а также устанавливаются корреляции с семиотикой и прагматикой жанра. В результате анализа установлено, что особенности употребления данной лексики обусловливаются содержательной основой текста (прежде всего - типом воспринимающего субъекта).

Об авторе

Виктория Алексеевна Черванева
Воронежский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Неклюдов С.Ю. Духи и нелюди в недружелюбном мире (о некоторых стратегиях конструирования мифологического образа) // Forma formans. Studi in onore di Boris Uspenskij. A cura di Sergio Bertolissi e Roberta Salvatore. Napoli: M. D’auria editore, 2010. Vol. 2. P. 101-120.

2. Неклюдов С.Ю. Какого роста демоны? // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Вып. 1. М.: РГГУ, 2012. С. 85-122.

3. Неклюдов С.Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе. М.: Наследие, 1998. С. 6-43.

4. Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого. В 5 т. М., 1995.

5. Былички и бывальщины Воронежского края: Сб. текстов / Сост. Т.Ф. Пухова. Воронеж: Научная книга, 2009. 386 с.

6. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и авт. комментариев О.А. Черепанова. СПб.: СПбГУ, 1996. 212 с.

7. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев. Новосибирск: Наука, 1987. 400 с.

8. Апресян Ю.Д. Избранные труды. В 2 т. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 359-364.

9. Рузин И.Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке // Вопросы языкознания. 1994. № 6. С. 79-100.

10. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. С. 16.

11. Русский семантический словарь. В 4 т. Т. 4: Глагол. Глаголы с ослабленной знаменательностью: глаголы-связки и полузнаменательные глаголы, глаголы фазовые, глаголы модальные, глаголы связей, отношений и именования. Дейктические глаголы. Бытийные глаголы. Глаголы со значением собственно активного действия, деятельности, деятельностного состояния. М.: ИРЯ РАН, 2007. 952 с.

12. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд., стереотип. М.: Русские словари, 1999. // ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/abr/ (дата обращения: 05.02.2014).

13. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Около 11 000 синонимических рядов. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 2001. 567 с.

14. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Авт. словарных ст.: В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян, Е.Э. Бабаева и др. Под общ. рук. Ю.Д. Апресяна. М.: Языки славянской культуры, 2003. 1488 с.

15. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Астрель; АСТ, 2004. 648 с.

16. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. 184 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черванева В.А. Лексика физического восприятия в мифологическом тексте. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2015;(2):142-151. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2015-2-142-151

For citation: Chervaneva V. Lexicon of physical perception in mythological text. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2015;(2):142-151. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2015-2-142-151

Просмотров: 281

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)