Роман «семейной тайны» как жанр (постановка проблемы)

Полный текст:


Аннотация

В статье впервые выдвигается гипотеза о существовании романа «семейной тайны» как жанра, принципиально не совпадающего ни с готическим, ни с сенсационным романом, равно как с «расследованием жертвы». Исследование материала, принадлежащего к разным национальным традициям и хронологически охватывающего период с 40-х гг. XIX в. по начало XXI в., позволяет автору не только подтвердить выдвинутую гипотезу, но и выделить инвариантную структуру этого жанра с опорой на трехмерную модель М.М. Бахтина. Итогом этого комплексного анализа становится вывод о том, что наличие центрального мотива «семейной тайны», связанной с преступлением и затрагивающей не слишком отдаленное прошлое семьи, соотносится с особой речевой и субъектной структурой, пространственно-временной организацией, типами героев, сюжетом и картиной мира в целом.

Об авторе

Ольга Владимировна Федунина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Wadsö-Lecaros C. Jane Eyre and the Genre of “Governess Novels” // Jane Eyre: De Charlotte Bronté à Franco Zeffirelli / Ed. F. Regard, A. Trapenard. P., 2008. P. 33-45.

2. Frishtick B. Independence through Education: The Governess in Jane Eyre and Agnes Grey and Her Relation to Women’s Identity in Nineteenth-Century England: Ph.D. Thesis. University of Vermont, 2013.

3. Антонова З.В. Третий период творчества Уилки Коллинза: Дис. … канд. филол. наук. Череповец, 2003.

4. Кешокова Е.А. Уилки Коллинз и «сенсационная» школа английского романа XIX века: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1978.

5. Snodgrass M.E. Encyclopedia of Gothic Literature. N.Y., 2005. P. 75.

6. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996.

7. Хотинская А.И. Джозеф Шеридан Ле Фаню и английский сенсационный роман: Проблема трансформации жанра romance: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006. С. 9.

8. Brantlinger P. What is sensational about the Sensation Novel? // Wilkie Collins. Contemporal Critical Essays / Ed. by L. Pykett. L., 1998. P. 30-58.

9. Матвеенко И.А. Русский перевод «сенсационного» романа У. Коллинза «Женщина в белом»: К вопросу о взаимодействии жанровых модификаций социально-криминального романа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 5 (23). Ч. 2. С. 137-142.

10. Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века / Отв. ред. А.П. Саруханян. М., 2005.

11. Путеводитель по английской литературе / Под ред. М. Дрэббл, Д. Стрингер. М., 2003. С. 346.

12. Шкловский В.Б. Приключения, узнавания, ужасы, тайны // Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 187.

13. Федунина О.В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: К вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 130-141.

14. Угрехелидзе В.Г. Поэтика социально-криминального романа: западноевропейский канон и его трансформация в русской литературе XIX века: «Большие надежды» Ч. Диккенса и «Подросток» Ф.М. Достоевского: Дис. … канд. филол. наук. М., 2006.

15. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Эпос и роман / Сост. С.Г. Бочаров. СПб., 2000. С. 202.

16. Козьмина Е.Ю. Инвариант фантастического авантюрно-исторического романа // Новый филологический вестник. 2015. № 2 (33). С. 24-43.

17. Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011. С. 76.

18. Санд Ж. Снеговик // Санд Ж. Собр. соч.: В 9 т. Т. 9. Л., 1974. С. 34.

19. Дю Морье Д. Ребекка / Пер. с англ. Г. Островской. М., 2000. С. 29.

20. Стюарт М. И девять ждут тебя карет / Пер. с англ. Р. Шидфара. СПб.; М., 2008. С. 17.

21. Санд Ж. Исповедь молодой девушки // Санд Ж. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. Л., 1974. С. 617.

22. Хольт В. Кирклендские услады / Пер. с англ. С.П. Самостреловой-Смирницкой. М., 2003. С. 298.

23. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра. Тверь, 2002. С. 27.

24. Радклиф А. Итальянец, или Тайна одной исповеди // Готический роман: Замок Отранто; Итальянец; Аббатство кошмаров. М., 2007. С. 441.

25. Соколова Е.А. Архетип злодея в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» // Соколова Е.А. Европа. Россия. Провинция: Исследования в области литературно-фольклорных процессов. Шадринск, 2006.

26. Сеттерфилд Д. Тринадцатая сказка. СПб., 2007. С. 97.

27. Коллинз У. Женщина в белом / Пер. Т. Лещенко-Сухомлиной, В. Кулагиной-Ярцевой. М., 2006. С. 10.

28. Радклиф А. Удольфские тайны / Пер. Л. Гей. М., 1996. С. 253.

29. Уолпол Г. Замок Отранто // Готический роман: Замок Отранто; Итальянец; Аббатство кошмаров. М., 2007. С. 168.

30. Михалева А.А. Герой-двойник и структура произведения (Э.Т. Гофман и Ф.М. Достоевский): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006.

31. Михалева А.А. «Преступление и наказание» и «Эликсиры сатаны» Э.Т.А. Гофмана // Готическая традиция в русской литературе. М., 2008. С. 164-198.

32. Федунина О.В. Категория имплицитного читателя в криминальной литературе (постановка проблемы) // Narratorium. 2013. № 1-2 (5-6) [Электронный ресурс]. URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2631073 (дата обращения: 20.05.2015).

33. Бузылева К. Дю Морье // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века / Отв. ред. А.П. Саруханян. М., 2005. С. 175.

34. Киреева Н.В. Роль элементов готической поэтики в формировании жанровой природы романов Д. Дюморье // Ученые записки Благовещенского государственного педагогического университета. Т. 22. Вып. 2. Благовещенск, 2005. С. 36-52.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Федунина О.В. Роман «семейной тайны» как жанр (постановка проблемы). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2016;(5):21-42.

For citation: Fedunina O. The “Family Mystery” novel as a genre (the formulation of an issue). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2016;(5):21-42. (In Russ.)

Просмотров: 24

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)