Представления о деятельной и созерцательной жизни: от Платона к христианской патристике

Полный текст:


Аннотация

В статье делается попытка определить содержание и основные направления эволюции двух ключевых понятий - vita activa и vita contemplativa; под первым подразумевалась активная деятельная жизнь, под вторым - созерцательная. Основы этих понятий были сформулированы в философии Платона и Аристотеля под влиянием основополагающих гражданских (полисных) ценностей. В дальнейшем они претерпели определенную эволюцию в римской культуре, в сочинениях Цицерона, Сенеки Младшего и некоторых других авторов. Однако прямые аналоги греческих βίος πρακτικός и βίος θεωρητικός в римской традиции отсутствовали до эпохи патристики. Августин определил их новое содержание, определявшееся христианской картиной мира.

Об авторе

Михаил Юрьевич Биркин
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Mieth D. Aktion und Kontemplation // Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg: Herder, 1993. S. 304-306.

2. Ruh K. Geschichte der abendländischen Mystik: In 4 Bd. München: Beck, 1990. Bd. 1: Die Grundlegung durch die Kirchenväter und die Mönchstheologie des 12 Jahrhunderts. S. 157-159.

3. Lobkowicz N. On the History of Theory and Praxis // Political Theory and Praxis: New Perspectives / Ed. by T. Ball. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1977. P. 14, 20.

4. Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 13-14.

5. Barker E. Greek Political Theory: Plato and his Predecessors. L.: Methuen, 1964. P. 235.

6. Bien G. Praxis, praktisch. I. Antike // Historisches Wörterbuch der Philosophie: In 13 bd. Bd. 7. Basel: Schwabe, 1989. Sp. 1278-1285.

7. Hughes G.J. Aristotle on Ethics. L.: Routledge, 2001. P. 46.

8. Aristotle. The Nicomachean Ethics / Trans. by D. Ross, revised with an introduction and notes by L. Brown. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 205.

9. Kraut R. Aristotle on the Human Good. Princeton: Princeton University Press, 1989. P. 345.

10. Wannenwetsch B. Political Worship: Ethics for Christian Citizens / Transl. by M. Kohl. Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 189.

11. Ball T. Plato and Aristotle: The Unity versus the Autonomy of Theory and Practice // Political Theory and Praxis: New Perspectives / Ed. by T. Ball. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1977. P. 64.

12. Адо П. Что такое античная философия? / Пер. с фр. В.П. Гайдамака. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. С. 90-91.

13. Adkins A.W.H. Theoria versus Praxis in the Nicomachean Ethics and the Republic // Classical Philology. Vol. 73 (4). 297-313.

14. Rorty A.O. The Place of Contemplation in Aristotle’s Nicomachean Ethics // Essays on Aristotle’s Ethics / Ed. by A.O. Rorty. Berkeley: University of California Press, 1980. P. 377-394.

15. O’Meara D.J. Platonopolis: Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford: Clarendon Press, 2005. P. 32-33.

16. Фролов Э.Д. Феномен досуга в античном мире // Феномен досуга в античном мире / Под ред. Э.Д. Фролова. СПб.: Гуманитарная академия, 2013. С. 12-18.

17. Гринцер Н.П. Римский профиль греческой философии // Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла: Парадоксы стоиков. М., 2000. С. 9-38.

18. Майоров Г.Г. Цицерон как философ // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. С. 5.

19. Cicero. Laelius de amicitia. XXIII.86.

20. Cicero. De fin. V.58.

21. Wood N. Cicero’s Social and Political Thought. Berkeley: University of California Press, 1988. P. 122.

22. Cicero. De off. I.153.

23. Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1974. С. 169.

24. Утченко С.Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 68.

25. Мамина О.Н. Понятия «negotium» и «otium» в сочинениях Сидония Аполлинария // Античная древность и средние века. Свердловск, 1984. Вып. 21: Античная и средневековая идеология. С. 67, 77.

26. Brown E. False Idles: The Politics of the “Quiet Life” // A Companion to Greek and Roman Political Thought / Ed. by R.K. Balot. L.: Blackwell Publishing, 2009. P. 492.

27. Griffin М. Philosophy, Politics, and Politicians at Rome // Philosophia Togata I: Essays on Philosophy and Roman Society / Ed. by M. Griffin, J. Barnes. Oxford: Clarendon Press, 1989. P. 20.

28. Griffin М. Seneca: A Philosopher in Politics. Oxford, 2003. P. 345.

29. Штаерман Е.М. От гражданина к подданному // Культура Древнего Рима: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1985. С. 66, 77.

30. Грант М. История Древнего Рима. М.: Центрполиграф, 2003. С. 320-321.

31. Брейе Э. Философия Плотина. СПб.: Владимир Даль, 2012. С. 142, 244, 260, passim.

32. Бугай Д.В. Трактат Плотина «О добродетелях» (I. 2) и его интерпретация Порфирием и Марином // Вопросы философии. 2002. № 8. С. 137.

33. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. С. 76;

34. Dillon J.M. An ethic for the late antique sage // The Cambridge Companion to Plotinus / Ed. by L.P. Gerson. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 320-322.

35. Lloyd A.C. The Later Neoplatonists // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy / Ed. A.H. Armstrong. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2007. P. 274.

36. Рист Дж.М. Плотин: путь к реальности / Пер. с англ. Е.В. Афонасина, И.В. Берестова. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. С. 178.

37. O’Meara D.J. Platonopolis: Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford, 2005.

38. Clark G. Christianity and Roman Society. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 75.

39. King U. Christian Mystics: Their Lives and Legacies throughout the Ages. Mahwah, N.J: Hidden Spring (Paulist Press), 2001. P. 14-16.

40. Louth A. The origins of the Christian Mystical Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 99.

41. Butler C. Western Mysticism: The Teaching of SS: Augustine, Gregory and Bernard on Contemplation and the Contemplative Life. L.: Constable, 1951. P. 157.

42. Омэнн Дж.О.Р. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. Н. Вакуленко. Рим; Люблин: Изд-во Святого Креста, 1994. С. 89.

43. Oxford Latin Dictionary / Ed. by P.G.W. Glare. Oxford: Oxford University Press, 1968. P. 1168.

44. Augustin. De civ. Dei. XIX.1.

45. Augustin. De civ. Dei. XIX.2.

46. Augustin. De civ. Dei. XIX.19.

47. Кнабе Г.С. Категория престижности в жизни Древнего Рима // Быт и история в античности. М.: Наука, 1988. С. 168.

48. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность: Очерки. М.: Искусство, 1986. С. 20-21.

49. Augustin. De civ. Dei. VIII.4.

50. Augustin. De Consensu. evangelistarum. I.5.8.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Биркин М.Ю. Представления о деятельной и созерцательной жизни: от Платона к христианской патристике. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2016;(11):38-46.

For citation: Birkin M. Notion about active and contemplative life. From Plato to Christian patristics. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2016;(11):38-46. (In Russ.)

Просмотров: 53

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)