«Благородные защитники» и «неразумные дети»: японская цветная гравюра конца XIX в. как инструмент колониальной пропаганды


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-10-1-102-108

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования изобразительного канона пропагандистских изображений в Японии 1870-1890-х гг. Как и в других тоталитарных государствах первой половины XX в., в Японии создавалось огромное количество визуальной пропаганды, и стилистика изображения и избираемые сюжеты сходны с европейскими. Но и в ранний период становления японской колониальной империи в печати появляются сюжеты, создающие типично колониальный дискурс на дальневосточном материале. Мотив ребенка-варвара, которого спасает взрослый цивилизованный мужчина-японец, - один из наиболее популярных. В данной статье он рассматривается на примере ксилографий «Девочка из Ботан» (Хяккури Сандзин, 1874) и «Капитан Хигути» (Мидзуно Тосиката, 1895).

Об авторе

Ольга Игоревна Лебедева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Россия


Список литературы

1. Pozzi L. “Chinese Children Rise Up!”: Representations of Children in the Work of the Cartoon Propaganda Corps during the Second Sino-Japanese War // Cross-Currents E-Journal. 2014. No. 13 (December 2014). URL: http://cross-currents.berkeley.edu/e-journal/issue-13 (дата обращения: 15.06.17).

2. Tanaka S. Japan’s Orient: Rendering Pasts into History. Berkeley: Univ. of California Press, 1993.

3. Окакура Какудзо. Идеалы Востока // Лебедева О.И. Искусство Японии на рубеже XIX-XX веков: взгляды и концепции Окакура Какудзо. М.: РГГУ, 2015. С. 88-92 (Orientalia et classica. LVIII).

4. Мещеряков А.Н. Быть японцем: история, поэтика и сценография японского тоталитаризма. М.: Наталис, 2009. С. 314.

5. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М.: Наталис, 2006. С. 315-328.

6. Hyakkuri Sanjin. Taiwan Botan girl // Tokyo nichinichi shinbun. No. 726 (26 June 1874). URL: http://www.nishikie.com/stories/TNS0726_taiwan_botan_girl.html (дата обращения: 15.06.17).

7. Yuval-Davis N. Gender and Nation. London: Sage Publications, 2012. P. 39.

8. Keene D. The Sino-Japanese War of 1894-95 and Its Cultural Effects in Japan // Tradition and Modernisation in Japanese Culture / D. Shively (ed.). Princeton: Princeton Univ. Press, 1971. P. 140-141.

9. Eastlake F.W., Yamada Y. Heroic Japan: A History of the War between China & Japan. London: Sampson Low, Maeston&Company, 1897. P. 333-334.

10. Лебедева О.И. Историческая живопись ёга на рубеже XIX-XX веков // История и культура традиционной Японии. Вып. 9 (Orientalia et classica. LXV). М.; СПб., 2016. С. 323-333.

11. Japanese Color Woodblock Print “Captain Higuchi” by Mizuno Toshikata, 1895 // The Lavenberg Collection of Japanese Prints. URL: http://www.myjapanesehanga.com/home/artists/mizuno-toshikata-1866-1908-/captain-higuchi (дата обращения: 15.06.17).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лебедева О.И. «Благородные защитники» и «неразумные дети»: японская цветная гравюра конца XIX в. как инструмент колониальной пропаганды. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2017;(10-1):102-108. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-10-1-102-108

For citation: Lebedeva O. “Noble Conquerors” and “Foolish Children”. Colonial Propaganda in Japanese Xylography at the end of 19th century. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2017;(10-1):102-108. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2017-10-1-102-108

Просмотров: 318

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)