Элементы игры в страну-мечту в наивной фантастической литературе подростка: опыт самоописания

Полный текст:


Аннотация

В статье автор описывает детский опыт литературного сочинительства, рассматривая его как пример письменной игры в страну-мечту. Подробно проанализированы способы воображения пространства в фантастической прозе подростка и рассмотрена специфика текстопорождения, в рамках которой письменный текст приобретает некоторые черты устной коммуникации и ориентируется на проживание и переживание автором.

Об авторе

Елена Константиновна Малая
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Борисов С.Б. Любовный рассказ в ансамбле девичьего рассказа // Рукописный девичий рассказ: сб. / сост. С.Б. Борисов. М.: ОГИ, 2002. С. 19-49.

2. Лойтер С.М. Детские утопии, или Игра в страну-мечту как явление детского фольклора // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. А.Ф. Белоусов. М.: Ладомир, АСТ, 1998. С. 605-617.

3. Лойтер С.М. Игра в страну-мечту: Русский детский фольклор и детская мифология: Исследование и тексты. Петрозаводск: КГПУ, 2001. С. 134-172.

4. Кассиль Л.А. Три страны, которых нет на карте: Повести. М.: Детская литература, 1978.

5. Обухов А.С., Мартынова М.В. Фантазийные миры игрового пространства детей мегаполиса: страна К.К.Р. Антона Кротова и его друзей // Какорея: Из истории детства в России и других странах: сб. статей и материалов / сост. Г.В. Макаревич. М.; Тверь: Научная книга, 2008. С. 231-245.

6. Гладких Н.В. Маленькие боги (во что играли советские дети в 1970-е годы): Ситуация постфольклора: городские тексты и практики. М.: Форум, 2015. С. 181-200.

7. Mackeith S.A. Paracosms and the development of Fantasy in childhood // Imagination, Cognition and Personality. 1983. Т. 2. №. 3. С. 261-267.

8. Mackeith S., Silvey R. The Paracosm: а special form of fantasy. New York: Baywood, 1988. P. 173-197.

9. Sturm B.W. Imaginary “Geographies” of childhood: School library media centers as secret spaces // Knowledge Quest. 2008. Vol. 36. № 4. С. 46.

10. Кулешов Е.В. Приключенческая проза детей // «Наивная литература»: исследования и тексты / сост. С.Ю. Неклюдов. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 116-152.

11. Harty J. The islanders: Mapping paracosms in the early writing of Hartley Coleridge, Thomas Malkin, Thomas De Quincey, and the Brontes. Dissertation. George Washington Univ., 2008.

12. Petrella K. A Crucial Juncture: The Paracosmic Approach to the Private Worlds of Lewis Carroll and the Brontës. Syracuse University, 2009.

13. Cohen D., MacKeith S.A. The Development of Imagination: The Private Worlds of Childhood (Concepts in Developmental Psycology). London: Routledge, 1992.

14. Fimi D. Tolkien, Race and Cultural History. From Fairies to Hobbits. Hampshire, UK: Palgrave Macmillan, 2010.

15. Виноградов П. Марш «попаданцев», или Ностальгия по альтернативе // Литературная газета. URL.: http://lgz.ru/article/N13--6316---2011-04-06-/Marsh-%C2%ABpopadants%D0%B5v%C2% BB15731/ (дата обращения: 15.09.2017).

16. Невский Б. Попаданцы: штампы и открытия // Мир фантастики. 2012. № 109, сентябрь. URL.: http://old.mirf.ru/Articles/art5368.htm (дата обращения: 14.06.2017).

17. Фишман Л.Г. «Попаданческая» фантастика: неузнанное выполнение «социального заказа»? // Философия образования. 2013. № 6. С. 119-125.

18. Лобин А.М. Великая Отечественная война как сюжет современной исторической фантастики // Филологический класс. 2013. № 3 (33). С. 122-127.

19. В ловушке времени // Аргументы и факты. 2005. 26 янв. URL: http://www.aif.ru/archive/1634278 (дата обращения: 20.10.2017).

20. Горалик Л. Как размножаются Малфои: Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиаконтентом // Новый мир. 2003. № 12. С. 131-146.

21. Denzin N.K. Play, games and interaction: the contexts of childhood socialization // The Sociological Quarterly. 1975. Vol. 16. P. 458-478.

22. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 103-104.

23. Жукова А.Ю. Детская игра в эпоху мобильных цифровых устройств (на материалах наблюдений в группе продленного дня младшей школы): дис. СПб., 2016.

24. Гаврилова К.А. Метаморфозы «Ранеток» в селе Большой Рой: инсценировка телесериала как спонтанная игра и организованная самодеятельность // Антропологический форум. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, 2013. С. 195-232.

25. Garvey C., Kramer T.L. “The language of social pretend play” // Developmental review. 1989. Iss. 9 (4). P. 364-382.

26. Opie I.A., Opie P. Children’s games in street and playground: chasing, catching, seeking, hunting, racing, duelling, exerting, daring, guessing, acting, pretending. Oxford: Clarendon Press, 1969.

27. Чистов К.В. Текст письменный - текст устный // Фольклор. Текст. Традиция: cб. ст. М.: ОГИ, 2005. С. 70.

28. Гаспаров Б.М. Устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи: Лингвистическая семантика и семиотика I: Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1978. Вып. 442. С. 71.

29. Рогозин Д.М. Как работает автоэтнография? // Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 1. С. 240.

30. Неклюдов С.Ю. Слово устное и слово книжное: сборник статей / сост. М.А. Гистер. М.: РГГУ, 2009.

31. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. № 2. С. 3-21.

32. Кронгауз М.А. «Лытдыбр» от блогера, или Как интернет-язык делает письменную речь формой существования разговорного языка // Русский мир.ru. 2009. С. 40-43. URL.: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/141692/ (дата обращения: 20.10.2017).

33. Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. Изд-во БГПУ, 2001. № 1.

34. Чернова Ю.В. Концепции письменности и устности в чате // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. М.: МГУ, 2010. С. 791-792.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Малая Е.К. Элементы игры в страну-мечту в наивной фантастической литературе подростка: опыт самоописания. Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017;(12):130-145.

For citation: Malaya Y. Elements of fictional worlds game in naïve teenager science-fiction. An attempt at self-description. RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2017;(12):130-145. (In Russ.)

Просмотров: 14

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)