Эффект лиминальности и зона лиминальности в новейшей русской поэзии

Полный текст:


Аннотация

Автор статьи предлагает для обозначения зоны явного перехода от одной плоскости к другой в восприятии художественного произведения использовать термин «зона лиминальности», а «эффектом лиминальности» обозначать результат как следствие рецепции этой зоны перехода. Научная проблема показана на материале поэзии Елены Шварц, Аркадия Драгомощенко, Ольги Седаковой При создании зоны лиминальности поэт использует в основном не внешние, а внутренние маркеры. Глубинный эффект лиминальности на границе словесного/внесловесного в восприятии искушенного читателя позволяет ему максимально приблизиться к авторской интенции, достраивая внесловесные элементы произведения.

Об авторе

Елена Ивановна Зейферт
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту: Тартусский университет, 1964.

2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собр. соч. В 7 т. М.: Языки славянской культуры, 2003.

3. Бахтин М.М. Проблема материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Собр. соч. В 7 т. М.: Языки славянской культуры, 2003. Т. 1.

4. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.

5. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике / пер. А. Шурбелова. СПб.: Академический проект, 2004.

6. Waldenfels B. Bruchlinien der Erfahrung. Frankfurt am/M.: Suhrkamp, 2002.

7. Plumpe G. Der Dichter und das Phantasieren. Freuds Vorstellung der Literatur // Plumpe G. Sprachen der Kunst in der deutschen Kultur des 20. Jahrhunderts 2002/2003 / N. Rymar (hrsg.). Samara: Germanistische Institutspartnerschaft Bochum, 2003.

8. Граница и опыт границы в художественном языке. Вып. 4 / науч. ред. Н. Т. Рымарь. Самара: Самарский университет, 2006.

9. Кукулин И. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

10. Мельникова И.М. Опыт границы и язык границы: на материале лирики Й. Бобровского: дис. … канд. филол. наук. Самара, 2008.

11. Рымарь Н.Т. Порог и язык порога // Граница и опыт границы вудожественном языке. Вып. 4 / науч. ред. Н. Т. Рымарь. Самара: Самарский университет, 2006. C. 108-124.

12. Зейферт Е.И. Об объемности (многомерности) литературного произведения. Есть ли у произведения начало и финал? // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 2 (23). С. 7-18.

13. Зейферт Е.И. Метафора как индикатор проявления дословесного // Кормановские чтения: статьи и материалы Межвузовской научной конференции (Ижевск, апрель 2016) / ред.-сост. Д.И. Черашняя. Ижевск, 2016. С. 358-370.

14. Хабибуллина М.Н. Своеобразие жанра «маленькой поэмы» Е. Шварц (на примере поэмы «Сочинения Арно Царта») // Дергачевские чтения - 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы X Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2012. Т. 2. С. 372-376.

15. Шварц Е. Mundus Imaginalis: Книга ответвлений. СПб.: ЭЗРО, Литературное общество «Утконос», 1996.

16. Седакова О.А. Четыре тома. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2010. С. 343.

17. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004.

18. Драгомощенко А. Описание / Предисл. А. Барзаха; послесл. М. Ямпольского. СПб.: Гуманитарная Академия, 2000.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зейферт Е.И. Эффект лиминальности и зона лиминальности в новейшей русской поэзии. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(2-1):51-58.

For citation: Seifert E. The liminality effect and the liminality zone in the contemporary Russian poetry. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(2-1):51-58. (In Russ.)

Просмотров: 23

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)