Процесс становления художественной элиты: теоретико-мировоззренческие искания на примере жизни и творчества С.Б. Никритина


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-5-9-17

Полный текст:


Аннотация

Данная статья предпринимает попытку рассмотреть становление С.Б. Никритина - художника и теоретика искусства, чей жизненный путь олицетворяет энтузиазм и в то же время трагизм эпохи, начавшейся с Революции 1917 г. В статье использованы архивные материалы отдела рукописей Третьяковской галереи и Российского государственного архива литературы и искусств. Никритин являлся «левым» художником, по крайней мере в том смысле, что он был приверженцем социалистической теории, но не мог не противостоять догматизму, который постепенно сковывал художественную жизнь с начала 1920-х годов. Вся профессиональная жизнь художника была сконцентрирована вокруг идеи особого пути нового искусства. Период его детства связан с традиционной культурой еврейских «местечек», в которую активно проникали социалистические идеи. Обучение художественному делу у таких мастеров, как А. Экстер, знакомство с М. Горьким и А. Луначарским привели его во ВХУТЕМАС - высшее художественное училище, в котором преподавали художники-новаторы. Однако С.Б. Никритин был не готов остановиться на предлагаемых теориях, ведь именно его поколение художников считало, что на него возложена миссия выработать искусство для нового общества.

Об авторе

Юлия С. Филина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Аспирант

Москва, 125993, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Пчелкина Л.Р. Соломон Никритин - «художник процесса»: Неизвестные страницы русского авангарда 1920-х годов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. 2012. № 1/1. С. 86-95.

2. Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 141. Д. 109.

3. Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 141. Д. 12.

4. Российский государственный архив литературы и искусств. Ф. 2717. Оп. 1. Д. 100.

5. Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 141. Д. 312.

6. Ревякина И.А. «..В партии я не встречал равных им»: Неопубликованное письмо А. Богданова М. Горькому // Scando-slavica. 1993. T. 39. С. 100-106.

7. Плаггенборг Ш. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб.: Журнал «Нева», 2000. 414 с.

8. Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 141. Д. 53.

9. Ефимов Б.Е. Ровесник века: Воспоминания. М.: Сов. художник, 1987. 347 с.

10. Костин В.И. ОСТ. Л.: Художник РСФСР, 1976. 159 с.

11. Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 141. Д. 302.

12. Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 141. Д. 20.

13. Третьяковская галерея. Рукописный отдел. Ф. 141. Д. 308.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Филина Ю.С. Процесс становления художественной элиты: теоретико-мировоззренческие искания на примере жизни и творчества С.Б. Никритина. Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018;(5):9-17. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-5-9-17

For citation: Philina J. The Process of Formation of the Artistic Elite. Theoretical and Ideological Searchings by the Example of S.B. Nikritin’s Life and Work. RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2018;(5):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-5-9-17

Просмотров: 8

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)