Два «тела» иконы: общение с образом как апроприация силы


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-9-34

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена апроприации (присвоению) силы/благодати, исходящей от икон, - в представлениях и практиках, распространенных преимущественно в восточно-христианских традициях. Это особая стратегия общения с сакральными образами, которая, в широком контексте, объединяет мощи, иконы и иные христианские святыни с различными магическими объектами и артефактами, используемыми (в томчисле в христианских сообществах) как постоянный «источник силы». Анализ проводится на русском материале с привлечением византийского и европейского контекста. Икона, как важнейший для русского православия тип сакрального объекта, была включена во множество практик, цель которых - направить исходящую от нее благодать на нужный объект или субъект с целью каким-либо образом изменить его состояние. Это манипулятивная стратегия, в которой первичным оказывается не молитва/обращение к Богу или святому, а ряд физических действий, совершаемых с образом. Спектр таких действий очень широк. Прежде всего это различные обряды продуктивной, лечебной и защитной магии - оградительные, пронимальные, контактные и др., - которые применялись для воздействия на пространство личное (тело, кровать, дом), общественное/публичное (поле, деревня, город) и чужое/нечистое (неприятельские войска, чужие/иноверческие территории).Кроме того, это множество практик, связанных с физическим переносом благодати на новые объекты, - создание различных брандеа, контактных реликвий, вторичных по отношению к «материнской» святыне. Все эти практики предполагают наличие у святыни, помимо материального и видимого, второго, незримо «тела», распространенного в пространстве и обладающего своими, так или иначе очерченными, границами. В статье рассмотрены основные типы действий, связанных со стратегией апроприации, на историческом и, отчасти, современном российском материале.

Об авторе

Дмитрий И. Антонов
Российский государственный гуманитарный университет; Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

кандидат исторических наук, доцент;
г. Москва, 125993, Миусская пл., д. 6;

г. Москва, 119606, пр. Вернадского, д. 82



Список литературы

1. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 748 с.

2. Антонов Д.И. Два «тела» иконы: апроприация силы сакрального образа // Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях: Материалы научной конференции / отв. ред., сост. Д.И. Антонов. М.: Дело, 2017. С. 5-13.

3. Маханько М.А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI в. М.: БуксМАрт, 2015. 432 с.

4. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М.: Индрик, 2005. 536 с.

5. Рехт Р. Верить и видеть: Искусство соборов XII-XV веков / пер. с фр., науч. ред. О.С. Воскобойникова. М.: Высшая школа экономики, 2014. 352 с.

6. Фуллертон М.Д. О чудотворных образах в античной культуре // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / сост. А.М. Лидов. М.: Мартис, 1996. С. 11-18.

7. Крюкова С.С. Православные святыни, святость и святотатство в крестьянском правосудии (вторая половина XIX в.) // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / отв. ред., сост. О.В. Кириченко. М.: Наука, 2010. С. 207-240.

8. Громыко М.М. Православные обряды и обычаи в русском крестьянском доме // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках: Этнографичекие исследования и материалы. М.: Наука, 2002. 469 с.

9. Maguire H. The Icons of Their Bodies: Saints and Their Images in Byzantium. Princeton: Princeton University Press, 2000. 240 p.

10. Bartholeyns G., Dittmar P.-O., Jolivet V. Des raisons de détruire une image // Images Revues. 2006. № 2. P. 2-25.

11. Bartholeyns G., Dittmar P.-O., Jolivet V. Image et transgression au Moyen Âge. Paris: Presses Universitaires de France (Lignes d’Art), 2008. 196 p.

12. Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв.: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 584 с.

13. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1846. (Русская историческая библиотека, т. 36).

14. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 2. Вып. 1. Пг., 1920. (Russkaya istoricheskaya biblioteka. Vol. 36).

15. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М.: МГУ, 1988. 430 с.

16. Иванов С.А. «Адописные иконы» в контексте позднесредневековой русской культуры // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 385-391.

17. О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX-XXI вв.: (к изучению биографического и религиозного нарратива) / под ред. Е.Б. Смилянской. М.: Индрик, 2012. 472 с.

18. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М.: Международные отношения, 1995-2012.

19. Цеханская К.В. Почитание православных святынь в России. М.: Паломник, 2013. 400 с.

20. Антонов Д.И. Иконописец и зритель: храмовая икона как текст и образобъект // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории - 2017. Вып. 12 / отв. ред. О.И. Тогоева, И.Н. Данилевский. М.: Индрик, 2017. С. 242-256.

21. Дмитриев Л.А. Сказание о битве новгородцев с суздальцами // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 2: Л-Я. Л.: Наука, 1989. С. 347-351.

22. Кремлева И.А. Место обета в мировоззрении и повседневной жизни русского народа // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование /отв. ред., сост. О.В. Кириченко. М.: Наука, 2010. С. 214-284.

23. Ульфельдт Я. Путешествие в Россию. М.: Языки славянской культуры, 2002. 616 с.

24. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / пер. с нем. А.М. Ловягина. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.

25. Шляхтина Н.В. Охранительные функции святынь в доме // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / отв. ред., сост. О.В. Кириченко. М.: Наука, 2010. С. 373-418.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Антонов Д.И. Два «тела» иконы: общение с образом как апроприация силы. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(7):9-34. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-9-34

For citation: Antonov D.I. The Two “Bodies” of the Icon: Communication with the Sacred Image as Appropriation of its Power. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(7):9-34. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-9-34

Просмотров: 241

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)