«И увидел Бог свет, что он хорош»: Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира (XI-XIII вв.): происхождение и трансформации


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-56-81

Полный текст:




Аннотация

Иконография Сотворения мира так называемого римского типа в Италии XI-XIII вв. и за ее пределами во многом восходит к утраченным фрескам базилики Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (середина V в.) иеще нескольким раннехристианским традициям, в том числе традиции Генезиса лорда Коттона и Пентатевха Ашбернхема. На примере изменений иконографии отдельного элемента этой схемы - персонификации Света в сцене первого дня Творения - автор намечает возможные пути восстановления облика утраченного образца и дальнейших иконографических заимствований из других ранних традиций. В статье рассмотрен вопрос об устойчивости отдельных элементов композиции «римского типа» - наличия сияния славы, его формы и цвета, атрибутов. Результатом сравнительного анализа нескольких групп памятников становится тезис о взаимовлиянии и взаимозамене двух пар второстепенных элементов композиции - Света и Тьмы и Солнца и Луны, одновременно присутствующих в сценах так называемого римского типа.

Об авторе

Анна В. Пожидаева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

кандидат искусствоведения, доцент;

г. Москва, 127051, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 3



Список литературы

1. Kessler H. The Illustrated Bibles from Tours (Studies in Manuscript Illumination). Princeton: Princeton University Press, 1977. 157 p.

2. Orofino G. Bibbie atlantiche. Struttura del testo e del racconto nel Libro ‘riformato’, in Medioevo // Immagine e racconto: Atti del IV Convegno Internazionale di studi; a cura di A. C. Quintavalle. Milano: Electa, 2004. P. 253-264.

3. Alexander J.J.G. Medieval Illuminators and Their Methods of Works. New Haven; London: Yale University Press, 1992. 214 p.

4. Пожидаева А.В. «Сотворение мира»: Раннехристианские традиции иконографии сюжета в западноевропейском искусстве // Искусствознание. 2007. № 3-4. С. 252-291.

5. Waetzold J. Die Kopien des 17. Jahrhunderts nach Mosaiken und Wandmalereien im Rom. Munich: Schroll, 1964. 85 p.

6. Bassan E. Barberini Francesco // Enciclopedia dell’arte medievale, 1992. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/francesco-barberini_%28Enciclopedia-dell%27-Arte-Medievale%29/ (дата обращения 1.09.2017).

7. Van der Meulen J. Schoepfer, Schoepfnung. // Kirschbaum E. et al. Lexikon der christlichen Ikonographie. 8 vol. Rome: Herder, 1976. Vol. 4. P. 99-123.

8. Zahlten J. Creatio mundi. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. 347 p.

9. Weitzmann K., Kessler H. The Cotton Genesis: (British Library Codex Cotton Otho B VI). Princeton: Princeton University Press, 1986. 250 p.

10. Weitzmann K., Bernabo M. The Byzantine octateuchs. Princeton: Princeton University Press, 1999. 404 p.

11. Lowden J. The octateuchs. A Study in Byzantine Manuscript Illustration. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1992. 140 p.

12. Verkerk D. Early Medieval Bible Illumination and the Ashburnham Pentateuch. Chapel Hill: Cambridge Academ, 2004. 272 p.

13. Maguire H. Earth and ocean: The Terrestrial World in Early Byzantine Art. London: Pennsylvania State University Press, 1987. XIV; 109 p.

14. Grabar A. L’iconographie du ciel dans l’art chrétien de l’antiquité et du haut moyen âge // Cahiers archeologiques. 1982. Vol. 30. p. 5-24.

15. Kessler H.L. Hic homo formatur. The Genesis frontispieces of the Carolingian Bibles // Art Bulletin. 1971. Vol. 8. P. 143-160.

16. Bertelli G. Il ciclo pittorico della grotta // La grotta del Peccato originale a Matera. La gravina, la grotta, gli affreschi, la cultura materiale. Bari: Adda, 2013. P. 67-126.

17. Matthiae G. Pittura romana del Medioevo. Vol. 2 (sec. XI-XIV). Roma: Fratelli Palombi, 1988.

18. Andaloro M. La pittura medievale a Roma, 312-1431. Vol. 1. Milano: Jaca Book, 2006. 325 p.

19. Bilotta M.A. La Réforme grégorienne et ses programmes iconographiques: le cas des peintures murales de l’ancien Palais des Papes du Latran à Rome et leur rapport avec l’illustration des Bibles atlantiques // Les Bibles atlantiques. Le manuscrit biblique à l’époque de la réforme de l’église du XIe siècle / N. Togni (dir.). Firenze: SISMEL-Edizioni del Galluzzo, 2016. P. 135-154.

20. Kessler H.L. An Eleventh-Century Ivory Plaque from South Italy and the Cassinese Revival // Jahrbuch der Berliner Museen. 1966. Vol. 8. P. 67-95.

21. Pace V. Una bibbia in avorio. Arte mediterranea nella Salerno dell’XI secolo. Milano: ITACA, 2016. 208 p.

22. Contessa A. Between Art, Faith and Science. The concept of Creation in the Ripoll and Roda Romanesque Bibles // Iconographica. 2007. Issue 6. P. 19-43.

23. Rizzi M.P. Chiese rupestri a Matera. Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 2015. 120 p.

24. Heimann A. The Six Days o Creation in a XII century manuscript // Journal of the Warburg ant Courteau Institute. 1938. No. 1. P. 269-275.

25. Scheller R.W. Exemplum. Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages (ca. 900 - ca. 1470). Amsterdam: Amsterdam University Press, 1995. 434 p.

26. Мuller M.E. Introduction // The Use of models in medieval book painting / M. E. Müller (ed.). Cambrige: Cambrige Scholars, 2014. P. I-XXX.

27. Geymonat L.V. Drawing, Memory and Imagination in the Wolfenbüttel Musterbuch // Mechanisms of Exchange: Transmission in Medieval Art and Architecture in the Mediterranean, ca. 1000-1500 / H. Grossman, A. Walker (eds.). Leiden, Boston: MA : Brill, 2012. P. 220-285.

28. Пожидаева А.В. Цикл Творения в западноевропейском искусстве XI - начала XIII в.: опыт иконографической генеалогии: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГУ, 2008 (глава 2). URL: http://www.dissercat.com/content/tsikl-tvoreniya-v-zapadnoevropeiskom-iskusstve-xi-nachala-xiii-vvopyt-ikonograficheskoi-gen (дата обращения 30.08.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пожидаева А.В. «И увидел Бог свет, что он хорош»: Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира (XI-XIII вв.): происхождение и трансформации. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(7):56-81. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-56-81

For citation: Pozhidaeva A.V. “And God saw the light, that it was good”: Personifications of Light Western European Iconography of the Creation (11-13 centuries). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(7):56-81. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-56-81

Просмотров: 880

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)