«И увидел Бог свет, что он хорош»: Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира (XI-XIII вв.): происхождение и трансформации


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-56-81

Полный текст:


Аннотация

Иконография Сотворения мира так называемого римского типа в Италии XI-XIII вв. и за ее пределами во многом восходит к утраченным фрескам базилики Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (середина V в.) иеще нескольким раннехристианским традициям, в том числе традиции Генезиса лорда Коттона и Пентатевха Ашбернхема. На примере изменений иконографии отдельного элемента этой схемы - персонификации Света в сцене первого дня Творения - автор намечает возможные пути восстановления облика утраченного образца и дальнейших иконографических заимствований из других ранних традиций. В статье рассмотрен вопрос об устойчивости отдельных элементов композиции «римского типа» - наличия сияния славы, его формы и цвета, атрибутов. Результатом сравнительного анализа нескольких групп памятников становится тезис о взаимовлиянии и взаимозамене двух пар второстепенных элементов композиции - Света и Тьмы и Солнца и Луны, одновременно присутствующих в сценах так называемого римского типа.

Об авторе

Анна Пожидаева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Kessler H. The Illustrated Bibles from Tours (Studies in Manuscript Illumination). Princeton: Princeton University Press, 1977. 157 p.

2. Orofino G. Bibbie atlantiche. Struttura del testo e del racconto nel Libro ‘riformato’, in Medioevo // Immagine e racconto: Atti del IV Convegno Internazionale di studi; a cura di A. C. Quintavalle. Milano: Electa, 2004. P. 253-264.

3. Alexander J.J.G. Medieval Illuminators and Their Methods of Works. New Haven; London: Yale University Press, 1992. 214 p.

4. Пожидаева А.В. «Сотворение мира»: Раннехристианские традиции иконографии сюжета в западноевропейском искусстве // Искусствознание. 2007. № 3-4. С. 252-291.

5. Waetzold J. Die Kopien des 17. Jahrhunderts nach Mosaiken und Wandmalereien im Rom. Munich: Schroll, 1964. 85 p.

6. Bassan E. Barberini Francesco // Enciclopedia dell’arte medievale, 1992. URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/francesco-barberini_%28Enciclopedia-dell%27-Arte-Medievale%29/ (дата обращения 1.09.2017).

7. Van der Meulen J. Schoepfer, Schoepfnung. // Kirschbaum E. et al. Lexikon der christlichen Ikonographie. 8 vol. Rome: Herder, 1976. Vol. 4. P. 99-123.

8. Zahlten J. Creatio mundi. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. 347 p.

9. Weitzmann K., Kessler H. The Cotton Genesis: (British Library Codex Cotton Otho B VI). Princeton: Princeton University Press, 1986. 250 p.

10. Weitzmann K., Bernabo M. The Byzantine octateuchs. Princeton: Princeton University Press, 1999. 404 p.

11. Lowden J. The octateuchs. A Study in Byzantine Manuscript Illustration. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1992. 140 p.

12. Verkerk D. Early Medieval Bible Illumination and the Ashburnham Pentateuch. Chapel Hill: Cambridge Academ, 2004. 272 p.

13. Maguire H. Earth and ocean: The Terrestrial World in Early Byzantine Art. London: Pennsylvania State University Press, 1987. XIV; 109 p.

14. Grabar A. L’iconographie du ciel dans l’art chrétien de l’antiquité et du haut moyen âge // Cahiers archeologiques. 1982. Vol. 30. p. 5-24.

15. Kessler H.L. Hic homo formatur. The Genesis frontispieces of the Carolingian Bibles // Art Bulletin. 1971. Vol. 8. P. 143-160.

16. Bertelli G. Il ciclo pittorico della grotta // La grotta del Peccato originale a Matera. La gravina, la grotta, gli affreschi, la cultura materiale. Bari: Adda, 2013. P. 67-126.

17. Matthiae G. Pittura romana del Medioevo. Vol. 2 (sec. XI-XIV). Roma: Fratelli Palombi, 1988.

18. Andaloro M. La pittura medievale a Roma, 312-1431. Vol. 1. Milano: Jaca Book, 2006. 325 p.

19. Bilotta M.A. La Réforme grégorienne et ses programmes iconographiques: le cas des peintures murales de l’ancien Palais des Papes du Latran à Rome et leur rapport avec l’illustration des Bibles atlantiques // Les Bibles atlantiques. Le manuscrit biblique à l’époque de la réforme de l’église du XIe siècle / N. Togni (dir.). Firenze: SISMEL-Edizioni del Galluzzo, 2016. P. 135-154.

20. Kessler H.L. An Eleventh-Century Ivory Plaque from South Italy and the Cassinese Revival // Jahrbuch der Berliner Museen. 1966. Vol. 8. P. 67-95.

21. Pace V. Una bibbia in avorio. Arte mediterranea nella Salerno dell’XI secolo. Milano: ITACA, 2016. 208 p.

22. Contessa A. Between Art, Faith and Science. The concept of Creation in the Ripoll and Roda Romanesque Bibles // Iconographica. 2007. Issue 6. P. 19-43.

23. Rizzi M.P. Chiese rupestri a Matera. Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 2015. 120 p.

24. Heimann A. The Six Days o Creation in a XII century manuscript // Journal of the Warburg ant Courteau Institute. 1938. No. 1. P. 269-275.

25. Scheller R.W. Exemplum. Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages (ca. 900 - ca. 1470). Amsterdam: Amsterdam University Press, 1995. 434 p.

26. Мuller M.E. Introduction // The Use of models in medieval book painting / M. E. Müller (ed.). Cambrige: Cambrige Scholars, 2014. P. I-XXX.

27. Geymonat L.V. Drawing, Memory and Imagination in the Wolfenbüttel Musterbuch // Mechanisms of Exchange: Transmission in Medieval Art and Architecture in the Mediterranean, ca. 1000-1500 / H. Grossman, A. Walker (eds.). Leiden, Boston: MA : Brill, 2012. P. 220-285.

28. Пожидаева А.В. Цикл Творения в западноевропейском искусстве XI - начала XIII в.: опыт иконографической генеалогии: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГУ, 2008 (глава 2). URL: http://www.dissercat.com/content/tsikl-tvoreniya-v-zapadnoevropeiskom-iskusstve-xi-nachala-xiii-vvopyt-ikonograficheskoi-gen (дата обращения 30.08.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пожидаева А. «И увидел Бог свет, что он хорош»: Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира (XI-XIII вв.): происхождение и трансформации. Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018;(7):56-81. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-56-81

For citation: Pozhidaeva A. “And God saw the light, that it was good”: Personifications of Light Western European Iconography of the Creation (11-13 centuries). RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2018;(7):56-81. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-56-81

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)