Актуализируя причитания: взгляд причитальщицы на импровизацию в конце XX-XXI вв


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-9-36-49

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируется отношение причитальщиц к исполняемым ими плачам. В других работах автора причитания изучаются как обрядовый фольклорный текст, положенный на мотив, имитирующий физиологический плач. Тексты состоят из фольклорных формул, их функция - установление коммуникации с мертвыми. Причитание исполняется специальными женщинами на похоронах и поминках. В этой статье рассматривается эмное (существующее внутри культуры) отношение исполнительниц причитаний к вопросу об импровизации. На материале интервью и комментариев, которые появляются в процессе записей причитаний, доказывается, что представление о причитании как выражении горя - часть эмного представления причитальщиц. Тексты быличек и устных рассказов конструируют разные два типа причитальщиц - профессиональную плакальщицу за плату и горюющую родственницу, спонтанно начинающую причитать на похоронах близких, при этом протагонистом становится вторая. Рассказы об обучении причету также работают на эту идею. Несмотря на существовавшие практики подготовки и обучению причитанию, есть необходимость поддерживать иллюзию спонтанности и личной эмоциональной вовлеченности. Таким образом, этное (внешнее) представление о причитальщице как об обрядовом специалисте, ставшее результатом долгого и тщательного анализа текстов и практик, противоречит не только «романтическому» взгляду на мир первых собирателей фольклора, но и представлению, существующему внутри культуры.

Об авторе

Елена Ф. Югай
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

кандидат филологических наук;

Москва, 119571, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1



Список литературы

1. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. М.: Советский композитор, 1980. 392 с.

2. Азадовский М.К. Ленские причитания. Чита: Тип. Дальпрофсовета, 1922. 128 с.

3. Алексеевский М.Д. Мотив оживления покойника в севернорусских поминальных причитаниях: текст и обрядовый контекст // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 227-262.

4. Толстая С.М. Обрядовое голошение: лексика, семантика, прагматика // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и голоса в традиционной культуре славян. М.: Индрик, 1999. С. 135-148.

5. Барсов Е.В. Причитанья Северного края. Ч. 1: Плачи похоронные, надгробные и надмогильные. М.: Тип. «Современные Известия», 1872. 327 с.

6. «Не пристать, не приехати ни к которому бережку»: похоронные и поминальные причитания Вологодской области / cост., авт. вступ. ст. и коммент. Е.Ф. Югай. Вып. 1: Тотемский, Тарногский, Бабушкинский и Никольский районы. Вологда: Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры, 2011. 112 c.

7. «Потеряла я потерюшку..»: похоронные и поминальные причитания Вологодской области / cост., авт. вступ. ст. и коммент. Е.Ф. Югай. Вып. 2: Кадуйский район. Череповец: Принт, 2016. 128 c.

8. Круглов Ю.Г. Обрядовая поэзия. Кн. 3: Причитания. М.: Русская книга, 2000. 506 c.

9. Ковпик В.А. Способы создания комического эффекта в пародийных причитаниях: На материале анекдотических рассказов о неумелых плакальщицах // Традиционная культура. 2004. № 3. С. 75-79.

10. Лотман Ю.М. Записи народных причитаний начала XIX века из архива Г.Р. Державина // Русская литература. 1960. № 3. C. 145-150.

11. Виноградова Л.Н. Звуковой портрет нечистой силы // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М.: Индрик, 1999. C. 179-199.

12. Коваль-Фучило И.М. Восточнославянские причитания: особенности передачи (взгляд изнутри традиции) // Заjедничко по славенскому фольклору. Белград, 2012. С. 321-334.

13. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4: Переправа через воду - Сито. М.: Международные отношения, 2009. 656 с.

14. К пиру едется, а к слову молвится: Народная паремика Пермского края / науч. ред. И.А. Подюков. СПб.: Маматов, 2014. 171 c.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Югай Е.Ф. Актуализируя причитания: взгляд причитальщицы на импровизацию в конце XX-XXI вв. Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018;(9):36-49. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-9-36-49

For citation: Yugai E.F. Updating laments. Lamenters’ views on improvisation in the late 20th - early 21st century. RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2018;(9):36-49. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-9-36-49

Просмотров: 30

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)