“Pink Floyd – The Wall”: зритель и коллективная память


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-8-97-111

Полный текст:


Аннотация

В статье ставится вопрос о способе представления популярной музыки как формы коллективной памяти. В качестве источника исследуется кинофильм «Роджер Уотерс: Стена» с точки зрения заданных в нем режимов восприятия. В фильме соединяются два типа нарратива: наряду с кадрами концертного события, показывается также реальное свидетельство, связанное с личным опытом и биографией музыканта. Для понимания кино и концертного события недостаточно поверхностного взгляда, но также требуется и читательское видение, позволяющее интерпретировать их с различных ракурсов, включая исторический, философский и политический контексты. Смысл кино и концерта остается нераскрытым перед зрителем, если не рассматривать его через призму таких текстов, как «Истоки тоталитаризма» Х. Арендт или романа-антиутопии «1984» Д. Оруэлла. Важным звеном в культурной коммуникации оказывается не столько индивидуальный опыт автора фильма, сколько обращение к коллективной памяти. Концерт как способ работы с коллективной памятью в данном случае является одним из заданных режимов видения, как альтернативный взгляд на послевоенное время, близкий к опыту покаяния, или к преодолению таких качеств, которые связаны с имперским самосознанием.


Об авторе

Альберт П. Патраков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

аспирант;

Москва, 125993



Список литературы

1. Jenkins Ph. Bricks in the Wall: An Interpretation of Pink Floyd’s The Wall // The Berlin Wall / Ed. by E. Schürer, M. Keune, Ph. Jenkins. New York: Peter Lang, 1996. 388 p. (Studies in Modern German Literature)

2. Hobsbawm E.J. Industry and Empire: The Birth of the Industrial Revolution. New York: The New Press, 1999. 411 p.

3. Ottelin N. Loneliness and totalitarianism in the Wall: Political analysis of Roger Waters’ the Wall. Jyvaskyla: Univ. of Jyvaskyla, 2017. 130 с.

4. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

5. Яусс Х.-Р. История литературы как провокация // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34–84.

6. Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. М.: АСТ, 2006. 208 с.

7. Маббетт Э. Полный путеводитель по музыке “Pink Floyd” / Пер. с англ. С. Резаева. М.: Евразийский регион, Локид, 1997. 200 с.

8. Шаффнер Н. Блюдце, полное секретов: Одиссея «Пинк Флойд». М.: Изд-во Сергея Козлова, 1998. 200 с.

9. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Канон+, 2015. 320 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Патраков А.П. “Pink Floyd – The Wall”: зритель и коллективная память. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018;(8):97-111. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-8-97-111

For citation: Patrakov A.P. “Pink Floyd – The Wall”. Viewer and the collective memory. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2018;(8):97-111. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-8-97-111

Просмотров: 19

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)