Почему исчезли шаманы у нганасан? Герменевтические возможности мифо-ритуальных систем народов Сибири и вызовы времени

Полный текст:


Аннотация

Нганасаны (устар. самоеды, тавгийцы) коренной малочисленный народ, проживающий на п-ве Таймыр на севере Сибири. По данным Всероссийской переписи 2010 г., в России живут 862 нганасанина. Нганасаны наследники палеолитических аборигенов Заполярья, ассимилированных самодийцами. Нганасаны традиционно вели кочевой образ жизни арктических охотников. Они жили относительно независимо, пока в 1950-1960-х годах не были переселены советской властью в поселки (Усть-Авам, Волочанка, Новая), находящиеся южнее мест их традиционного проживания. Нганасаны придерживались шаманистских верований и практик, не испытывавших серьезного влияния со стороны российского и позже советского государства из-за удаленности территории проживания этого народа. Нганасанская культура и шаманские традиции были хорошо изучены в 1920-1990-е годы отечественными исследователями А.А. Поповым, Б.О. Долгих, Ю.Б. Симченко, Г.Н. Грачевой, Е.А. Хелимским, О.А. Добжанской и другими. В наибольшей степени была исследована шаманская династия рода Нгамтусуо (Костеркиных). После смерти двух последних шаманов из рода Нгамтусуо, братьев Демниме (1913-1980) и Тубяку (1921-1989), нганасанская шаманская традиция пресеклась. В наши дни шаманские песнопения можно услышать лишь в исполнении фольклорных коллективов («фольклор на сцене»). Почему это случилось? Возможно, причина во влиянии русской культуры, языковой и культурной ассимиляции? Или в борьбе с религией в советскую эпоху? Автор полагает, что в основе исчезновения нганасанского шаманизма и в целом традиционной культуры находятся несколько причин, основная из них изменение типа хозяйствования и жизненного уклада. Это случилось после массового перевода нганасан на оседлость в 19501960-е годы.


Об авторе

О. Б. Христофорова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Ольга Б. Христофорова, доктор филологических наук

119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 1



Список литературы

1. Грачева Г.Н. К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина Х К нач. ХХ в.). Л.: Наука, 1979. С. 29-49.

2. Добжанская О.Э. Предания о таймырских шаманах в современном культурном контексте // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010. С. 200-213.

3. Добжанская О.Э. Нганасанские обрядовые песни в исполнении наследников шамана (к проблеме имитации шаманского ритуала) // Per Urales ad Orientem. Iter polyphonicum multilingue. Festskrift tillagnad Juha Janhunen pa hans sextioarsdag den 12 februari 2012. Suomalais-Ugrilaisen Seuran Toimituksia = M.moires de la Soci.t. Finno-Ougrienne 264. Helsinki, 2012. С. 53-64.

4. Добжанская О.Э. История изучения нганасанского шаманства // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2013. № 2 (2). С. 100-105.

5. Добжанская О.Э. Нганасанские обрядовые песни в исполнении наследников шамана Демниме (к проблеме имитации шаманского ритуала) // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем: Сб. статей / Отв. ред. В.И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2013. C. 75-85. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т. 15. Ч. 1.)

6. Добжанская О.Э. Певцы и песни авамской тундры. Норильск: Апекс, 2014. 223 c.

7. Долгих Б.О. Происхождение нганасанов // Труды Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 18. С. 5-87.

8. Грачева Г.Н. Шаманы у нганасан // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1983. C. 69-89.

9. Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX-XX веков). Л.: Наука, 1983. 174 с.

10. Легенды и сказки нганасанов / Сост., автор вступ. ст. и коммент. Б.О. Долгих. Красноярск: Красноярское краевое издательство, 1938. 135 с.

11. Мифологические сказки и исторические предания нганасан / Запись и подготовка текстов, введ. и коммент. Б.О. Долгих. М.: Наука, 1976. 342 с.

12. Нганасаны. Культура народа в атрибутах повседневности: Каталог этнографического музея на озере Лама / Автор идеи И. Лисс, текст О.Р. Крашевский. Норильск: Апекс, 2010. 271 с.

13. Попов А.А. Тавгийцы. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгийцев // Труды Ин-та этнографии АН СССР. Т. 1. Вып. 5. М.-Л., 1936. 112 с.

14. Попов А.А. Нганасаны. Материальная культура. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. 124 с.

15. Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л.: Наука, 1984. 159 c.

16. Симченко Ю.Б. Нганасаны. Система жизнеобеспечения. М.: ИЭА РАН, 1992. 202 с.

17. Симченко Ю.Б. Нганасанское лето. М.: ИЭА РАН, 1993. 258 с.

18. Симченко Ю.Б. Обычная шаманская жизнь. Этнографические очерки. М.: ИЭА РАН, 1993. 316 с.

19. Симченко Ю.Б. Тайга селькупская. М.: ИЭА РАН, 1995. 137 с.

20. Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. Ч. 1-2. М.: ИЭА РАН, 1995. 215 с., 217 с.

21. Хелимский Е.А. Заимствования из православной религии и советской идеологии в ритуальной практике нганасанского шамана // Хелимский Е.А. Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 159-160.

22. Таймырский этнолингвистический сборник / Под ред. Е.А. Хелимского. Вып. 1: Материалы по нганасанскому шаманству и языку. М.: РГГУ, 1994. 247 с.

23. Helimskii E. Factors of Russianization in Siberia and Linguo-Ecological Strategies // Shoji H., Janhunen J., eds. Northern minority languages: Problems of survival. Senri Ethnological Studies. 1997. № 44. P. 77-91.

24. Helimskii E. Nganasan shamanistic tradition: observation and hypotheses // "Shamanhood: The Endangered Language of Ritual": Conference at the Centre for Advanced Study, 19-23 June 1999, Oslo.

25. Helimskii E.A., Kosterkina N.T. Small seanses with a great Nganasan Shaman // Diogenes. 1992. № 158. P. 39-55.

26. Lambert J.-L. Sortir de la nuit: Essai sur le chamanisme nganassane (Arctique siberien). In: Etudes mongoles et siberiennes, 33-34. Paris, 2003. 565 p.

27. Lintrop A. The Incantations of Tubyaku Kosterkin // Folklore. Electronic Journal of Folklore. 1996. Vol. 2. P. 9-28.

28. Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. 268 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Христофорова О.Б. Почему исчезли шаманы у нганасан? Герменевтические возможности мифо-ритуальных систем народов Сибири и вызовы времени. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(4):40-54.

For citation: Khristoforova O.B. Why did Nganasan shamans disappear? Hermeneutic possibilities of their Siberian religious systems and modern challenges. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(4):40-54. (In Russ.)

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)