Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Стилистические особенности мозаик церкви Богоматери Паригоритиссы в Арте

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-108-123

Аннотация

В статье рассмотрены особенности стиля мозаик церкви Богоматери Паригоритиссы в Арте, которые традиционно считают работой константинопольских мастеров. В пользу столичного происхождения свидетельствуют исторический контекст, высокое качество исполнения и некоторые стилистические черты. Тем не менее эмоциональные интонации лика Христа Пантократора сходны с памятниками так называемой македонской школы, тесно связанной с монастырскими кругами. Фигуры пророков, расположение складок и колористическое решение сопоставимы с мозаиками церкви Святых Апостолов в Фессалонике, а композиция, гармонично вписанная в архитектурное пространство, продолжает традиции средневизантийского периода. Вопрос принадлежности мастеров, выполнивших мозаики церкви Святых Апостолов, как и вопрос «столичной» и «македонской» школ имеют долгую историю. Современные исследователи считают интерпретацию проблемы школ не столь однозначной, а роль региональных центров недооцененной, предполагая существование в Фессалонике художественного центра, где традиция не прерывалась даже во время латинского завоевания. Принимая во внимание эклектичный характер архитектуры и скульптурного декора, не исключено, что заказчик росписей Паригоритиссы воспользовался услугами фессалоникийской артели, территориально более близкой, которая также выполняла заказы по изготовлению портативных мозаичных икон (об этом свидетельствует техника исполнения и размер тессер лика Христа).

Об авторе

С. В. Цымбал
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Светлана В. Цымбал, искусствовед, независимый исследователь

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Curcic S. Architecture in the Balkans. From Diocletian to Suleyman the Magnificent. New Haven, CT: Yale University Press, 2010. 913 p.

2. Papadopoulou V.N. Byzantine Arta and its monuments. Athens, 2007. 165 p.

3. Лазарев В.Н. История византийской живописи. M.: Искусство, 1986.

4. Chatzidakis N. Byzantine mosaics. Ekdotike Athenon, 1994. 269 p.

5. Бутырский М.Н. Византийское искусство. Компакт-диск. Издательство Директ Медиа, 2006.

6. Mavropoulou-Tsioumi C. Holy Apostles // Mosaics of Thessaloniki 4 th -14 th centuries. Athens, 2012.

7. Nelson R.S. Tales of Two Cities: the Patronage of Early Palaeologan Art and Architecture in Constantinople and Thessaloniki // K. Nikolayo (ed.). Manuel Panselinos and his Age. Athens, 1999. P. 127-140.

8. Яковлева М.И. Мозаики церкви свв. Апостолов в Фессалонике: проблемы иконографии, стиля и происхождения мастеров // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 1 (3). С. 127-139.

9. Яковлева М.И. К вопросу о роли Фессалоники в византийской художественной жизни рубежа XIII-XIV вв. // Македония - Рим - Византия. Материалы научной конференции / Под ред. Н.А. Налимова. М.: КДУ, Университетская книга, 2017. Р. 193-222.

10. Aksit I. Museum of Chora. Mosaics and frescoes. Istanbul: Aksit Kultur eve Turizm Yayincilik, 2010. 155 p.

11. Lowden J. Manuscript illumination in Byzantium 1261-1557 // Byzantium. Faith and Power (1261-1557). New York: The Metropolitan Museum of Art; New Haven; London: Yale University Press, 2004. P. 259-293.

12. Cormack R. The icon in Constantinople around 1400 // The hand of Angelos. An icon painter in Venetian Crete / M. Vassilaki (ed.). Athens: Benaki Museum, 2010. 256 p.

13. Nelson R.S. Taxation with Representation. Visual narrative and the political field of the Kariye Camii // Art History. 1999. № 22 (1). Р. 56-82.

14. Kiilerich B. Aesthetic aspects of Palaiologan art in Constantinople: Some problems // Interaction and isolation in late Byzantine culture. Stockholm Swedish Research Institute in Istanbul, 1999. Р. 16-26.

15. Gerstel S.E.J. Civic and monastic influences on church decoration // Dumbarton Oaks Paper. 2003. № 57. Р. 225-239.

16. Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'Evagile aux XIV-e, XV-e, et XVI siecles d'apres les monuments de Mistra, de la Macedoine et du Mont-Athos. Paris, 1916.

17. Runciman S. The Last Byzantine Renaissance. Cambridge: Cambridge University Press, 1970. 106 p.


Рецензия

Для цитирования:


Цымбал С.В. Стилистические особенности мозаик церкви Богоматери Паригоритиссы в Арте. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-1):108-123. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-108-123

For citation:


Tsymbal S.V. Stylistic features of the mosaics in the Church of the Paregoritissa in Arta. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-1):108-123. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-1-108-123

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)