Размышления о живоподобном личном письме

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена анализу личного письма иконы Вседержителя 1662/63 г. Симона Ушакова (ГРМ), техника ее исполнения и физиогномические черты образа отвечают актуальному научному представлению о «живоподобном» стиле. Согласно нашим наблюдениям, живоподобная иконография личного возникла раньше новой живописной манеры Ушакова. Так, на его иконе Богоматери Владимирской 1652 г. (ГТГ), в целом архаичной по стилю, глаза Богородицы изображены с обозначенной толщиной нижнего века, слезным озером и даже тонкими ресницами. В стиле иконы Пантократора нет примет «переходности», на ней даже одежды переданы по-живописному, хотя позже Ушаков будет возвращаться к «иконному» типу драпировок. Стилистический анализ позволяет конкретизировать существующие представления о феномене «живоподобия».


Об авторе

П. В. Западалова
Государственный Русский музей
Россия

Полина В. Западалова, кандидат искусствоведения

191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4



Список литературы

1. Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М.: Наука, 1980. С. 13-64.

2. Симон Ушаков - царский изограф. М.: ГТГ, МРИ, 2015. 528 с.

3. Бычков В.В. Эстетика в России XVII века. М.: Знание, 1989. 64 с.

4. Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1978. Вып. 5 (Е-Зинутие). 395 с.

5. Филимонов Г.Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи // Сборник Общества древнерусского искусства на 1873 год. М.: Университетская типография, 1873. С. 3-100.

6. Лицевой иконописный подлинник. Т. I. Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Санкт-Петербург: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. 97 с.

7. Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси. Вторая половина XV-XVII вв. М.: Искусство, 1965. 252 с.

8. Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984. 338 с.

9. Лифшиц Л.И. Иконографический извод: шаблон или партитура // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыт изучения византийского и древнерусского искусства: Мат-лы Междунар. науч. конф., 1-2 ноября 2005 года / Сост.-ред. А.Л. Баталов, Э.С. Смирнова. М.: Северный паломник, 2009. С. 367-382.

10. Бусева-Давыдова И.Л. Симон Ушаков и русская культура второй половины XVII века // Симон Ушаков - царский изограф. М.: ГТГ, МРИ, 2015. С. 10-23.

11. Савина Л.Н. Икона «Спас на престоле с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном» из собрания Московского областного Краеведческого музея // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1988. М.: Наука, 1989. С. 233-245.

12. Западалова П.В. Икона «Спас Вседержитель» Симона Ушакова 1662/1663 гг. и некоторые проблемы становления живоподобного стиля // Seminarium Bulkinianum IV: К 80-летию со дня рождения В.А. Булкина. СПб.: Каламос, 2017. С. 314-327.

13. Комашко Н.И. Симон Ушаков и сложение нового стиля русской иконописи // Симон Ушаков - царский изограф. М.: ГТГ, МРИ, 2015. С. 40-51.

14. Свердлова С.В., Суховерков Д.Н. Предварительные результаты исследований материалов и техники живописи в произведениях Симона Ушакова // Симон Ушаков - царский изограф. М.: ГТГ, МРИ, 2015. С. 460-483.

15. Овчинникова Е.С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве // Древнерусское искусство. XVII век. М.: Наука, 1964. С. 9-61.

16. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. М.: ГММК, 2011. 400 с.

17. Осташенко Е.Я. Главный иконостас Успенского собора 1653 года // Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. М.: ГММК, 2011. С. 57-219.

18. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М.: Искусство, 1955. 139 с.

19. Западалова П.В. Икона «Святая Троица со сценами Бытия» из Троице-Гледенского монастыря // Вест. СПбГУ. Искусствоведение. 2017. Т. 7. № 2. Июнь. С. 168-202.

20. Павленко А.А. Придворные художники Вухтерсы и «Портрет патриарха Никона с клиром» // Кадашевские чтения: Сб. докладов конференции. М.: Луг духовный, 2015. Т. 7. С. 181-197.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Западалова П.В. Размышления о живоподобном личном письме. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-2):189-204.

For citation: Zapadalova P.V. Some thoughts on "naturalistic" style. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-2):189-204. (In Russ.)

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)