Итальянская живопись на досках XIII-XV вв. как средство демонстрации идентичностей

Полный текст:


Аннотация

Данная статья посвящена вопросу двойной идентичности произведений живописи на досках (преимущественно алтарных образов, но не только их), которые были заказаны частными лицами или братствами для церквей нищенствующих орденов. Связанные обетами бедности и ригористическими уставами, эти конгрегации были ограничены в своих возможностях выступать заказчиками произведений искусства для своих церквей. Однако они охотно предоставляли в частное пользование капеллы богатым мирянам и алтари религиозным братствам горожан в своих церквах. Это обеспечивало финансирование ордена и укрепляло связи с горожанами. Однако даже в этих частных пространствах монахи тщательно контролировали декоративное убранство, влияя на иконографические программы и нередко выступая их авторами. Анализируемые в статье произведения транслируют как идентичность заказчика (посредством семейных гербов и фигур святых покровителей различных членов семьи), так и идентичность ордена, которому принадлежит церковь, посредством сложной иконографической программы. Сохраняя контроль над частными произведениями, монахи обретали в своих церквах целостные смысловые и художественные ансамбли, которые формально создавались по инициативе и на средства светских заказчиков. Подобный механизм можно назвать косвенным патронажем, который стал эффективной заменой недоступного нищенствующим орденам патронажа прямого.


Об авторе

О. А. Назарова
Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ольга А. Назарова, кандидат искусствоведения

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; ГСП-3, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Bourdua L. The Franciscans and Art Patronage in Late Medieval Italy. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 242 p.

2. Cannon J. "Dominican Patronage of the Arts in Central Italy: The Provincia Romana, c. 1220 - с. 1320". Ph.D. dissertation, University of London, 1980.

3. Giurescu E. Trecento Family Chapels in Santa Maria Novella and Santa Croce: Architecture, Patronage, and Competition. PhD dissertation. New York University, 1997.

4. Nelson J.K, Zeckhauser R.J. A Renaissance Instrument to Support Nonprofits: The Sale of Private Chapels in Florentine Churches // The Governance of Not-for-Profit Organizations / ed. E.L. Glaeser. Chicago: University of Chicago Press, 2003. P. 143-179.

5. Gordon D. Andrea di Bonaiuto's Painting in the National Gallery and S. Maria Novella: The Memory of a Church // The Burlington Magazine. 2009. Vol. 151. No. 1277 (Aug.). P. 512-518.

6. Gordon D, Reeve A. Three Newly-Acquired Panels from the Altarpiece for Santa Croce by Ugolino di Nerio // National Gallery Technical Bulletin. 1984. Vol. 8.

7. Paoletti J. The Strozzi Altarpiece Reconsidered // Memorie Dominicane. 1989. №. 20. P. 279-300.

8. Hueck I. La tavola di Duccio e la Compagnia delle Laudi di Santa Maria Novella // La Maesta di Duccio restaurata / ed. A. Petrioli Tofani. Firenze, 1990. P. 33-46.

9. Bellosi L. La funzione della 'Madonna' Rucellai // Prospettiva. 2006. № 121/124. P. 108-118 ("I vivi parean vivi": Scritti di storia dell'arte italiana del Duecento e del Trecento).

10. Humfrey P. Competitive Devotions: The Venetian Scuole Piccole as Donors of Altarpieces in the Years around 1500 // The Art Bulletin. 1988. Vol. 70. No. 3 (Sep.). P. 401-423.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Назарова О.А. Итальянская живопись на досках XIII-XV вв. как средство демонстрации идентичностей. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-2):205-217.

For citation: Nazarova O.A. On the manifestation of different identities in Italian panel painting of 13th - 15th centuries. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-2):205-217. (In Russ.)

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)