Портреты императора Карла V Габсбурга в Германии: особенности заказа и исполнения
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-2-246-259
Аннотация
Расширение границ Священной Римской империи германской нации, ее разнородный состав при приоритете немецких земель, распространение идеологии Реформации потребовали от Карла V проведения реформ, направленных на централизацию власти, на восстановление религиозного единства страны, ряда мер, нацеленных на сплочение империи на основе национального принципа. Просвещенный правитель, поддерживающий гуманистическую культуру и искусство, Карл умело использовал их для воплощения своих политических интересов. Формируя императорский заказ, особое внимание он уделял портрету правителя. Многочисленные портреты Карла V, созданные мастерами различных европейских стран как по случаю его коронации в Ахене в 1520 г., так и возложения на его голову императорской короны Папой Климентом VII в Болонье в 1530 г., а затем триумфально обставленного шествия, приезда в Аугсбург и собранного там рейхстага, контрастны по исполнению и несут различную иконографическую программу. Предоставляя мастеру свободу выбора в рамках типологии и стилистики, Карл, выступая в роли третейского судьи, предпочитал варианты, способные в аллегорической форме продемонстрировать его политический курс и амбиции. В этом ключе программа произведений немецких мастеров (Кристофа Амбергера, Лукаса Кранаха Старшего) выглядит более декларативной по отношению к образам в картинах Тициана (1530 г., известна по копиям) или Барента ван Орлея и Яна Корнелизона.
Ключ. слова
Об авторе
Н. А. ИстоминаРоссия
Надежда А. Истомина, кандидат искусствоведения
119019, Москва, ул. Волхонка, д. 12; ГСП-3, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Locher K. Ambergers Bildnis Kaiser Karls V. Repliken und Kopien // Berliner Museen. 1969. Hf. 1, № 19. S. 11-15.
2. Sandrart J. von. Academie der Bau-, Bild- und Mahlerey-Kunste von 1675. Leben der beruhmten Maler, Bildhauer und Baumeister / A.R. Peltzer (hrsg.). Munchen: Hardcover, 1925.
3. Renaissance Venice and the North: Crosscurrents in the Time of Durer, Bellini, and Titian. London: Thames & Hudson, 1999. 703 р.
4. Welt im Umbruch. Augsburg zwischen Renaissance und Barock / F. Anders (hrsg.). 2 bd. Bd. 1. Rathaus. Augsburg: Augsburger Druck und Verlagshaus, 1981. 546 s.
5. Locher K. Humanistenbildnisse - Reformatorenbildnisse. Unterschiede und Gemeinsamkeiten // Literatur, Musik und Kunst im Ubergang vom Mittelalter zur Neuzeit. Bericht uber Kolloquien der Kommission zur Erforschung der Kultur des Spatmittelalters 1989 bis 1992 / H. Boockmann (hrsg.). Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1995. S. 352-390.
6. Bierende E. Lucas Cranach d.A. und der deutsche Humanismus. Tafelmalerei in Kontext von Rhetorik, Chroniken und Furstenspiegeln. Munchen; Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2002. 518 s.
7. Albrecht Durer in Kunsthistorischen Museum / K. Schutz (hrsg.). Wien: Kunsthistorisches Museum; Milano: Electra, 1994.
8. Kohler W.H. Zu Ambergers Bildnis Karls V // Berliner Museen. 1969. Hf. 1, № 19. S. 6-11.
9. Locher K. Barthel Beham. Ein Maler aus dem Durerkreis. Munchen; Berlin: Dt. Kunstverl, 1999. 260 s.
10. Lutz H. Augsburg und das Reich. 1518-1555 // Welt im Umbruch. Augsburg zwischen Renaissance und Barock / F. Anders (hrsg.). 2 bd. Bd. 1. Zeughaus. Augsburg: Augsburger Druck und Verlagshaus, 1981. S. 40-42.
11. Rummel P., Zorn W. Kirschengeschichte 1518-1650 // Welt im Umbruch. Augsburg zwischen Renaissance und Barock / F. Anders (hrsg.). 2 bd. Bd. 1. Zeughaus. Augsburg: Augsburger Druck und Verlagshaus, 1981. S. 33-35.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Истомина Н.А. Портреты императора Карла V Габсбурга в Германии: особенности заказа и исполнения. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(1-2):246-259. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-2-246-259
For citation: Istomina N.A. Portraits of the Emperor Charles V of Habsburg in Germany: features of order and execution. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(1-2):246-259. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-1-2-246-259
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.