Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Влияние китайской культуры на художественное пространство в новейшей русской лирике (на материале поэзии Н. Азаровой и А. Скидана)

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-143-155

Аннотация

Акцент в статье стоит на глубинных уровнях освоения современными русскими поэтами китайской культуры, и одним из таких аспектов является моделирование поэтами художественного пространства. Если поверхностные, текучие пласты мотивного поля и проблематики могут быть обманчивы, то художественное пространство, пронизывающее ментальными парадигмами все произведение, информативно, достоверно и концептуально. В качестве материала исследования выбраны стихотворения Наталии Азаровой и Александра Скидана. «Удельный вес» китайского влияния на новейшую русскую поэзию у разных авторов может быть разновеликим, но в каждом случае этого влияния наблюдается европейскокитайская картина, причем сочетание европейской и китайской культур здесь преобладает над диффузией. Моделирование художественного пространства в современной русской поэзии под влиянием китайской культуры имеет ряд характерных признаков, в основе которых – стремление автора создать полиокулярное восприятие изображаемого с помощью комбинации разных видов перспективы, разных точек зрения и наличия нескольких точек схода. В создании такого пространства китайские мотивы несут функцию поверхностного, обнимающего этот художественный ландшафт слоя. Современные русские поэты в большинстве своем не создают стилизации под китайское или подражания китайскому. Китайская культура входит в их произведения, оказавшиеся под ее влиянием, глубинно, в первую очередь благодаря особой оптике автора, пронизывающей хронотоп, субъектно-объектные отношения и другие системы произведения.

Об авторе

Е. И. Зейферт
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Елена И. Зейферт, доктор филологических наук, доцент

ГСП-3, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Зейферт Е.И. Китайское в новейшей русской поэзии: синхронная многомерность, идеограмма и взаимообогащение художественных элементов // Новое литературное обозрение. 2018. № 6. С. 250–262.

2. Алимов И. А., Кравцова М. Е. История китайской классической литературыс древности и до XIII в.: поэзия, проза: В 2 ч. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014.

3. Духовная культура Китая: В 6 т. Т. 3: Литература, язык, письменность. М.: ИДВ, 2008.

4. Лисевич И.С. Мозаика древнекитайской культуры. М.: Восточная литература, 2010. 446 c.

5. Соколов-Ремизов С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. М.: Наука, 1985. 311 c.

6. Белозёрова В.Г. Пространственные построения в китайском изобразительном искусстве от Хань до Тан // Синология.ру. URL: http://www.synologia.ru. (дата обращения 01.06.2018).

7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики М.: Худож. лит., 1975. С. 234–407.

8. Флоренский А.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. 321 с.

9. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 256 c.

10. Иванов Вяч.В. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых…» // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. М., 1997. С. 245–257.

11. Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1.: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2004. 512 с.

12. Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт; РГГУ, 2001. 192 с.

13. Бройтман С.Н., Магомедова Д.М. Анализ художественного текста. Лирическое произведение. М., 2005. 331 с.

14. Гёльц К. Теории автора в восточноевропейской филологии в XX в. // Нарраториум. Междисциплинарный журнал. 2015. № 1 (8). URL: http://narratorium.ru (дата обращения 25.05.2018).

15. Азарова Н. Соло равенства. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 275 c.

16. Скидан А. «Куст несгораемый» или шлейф… // В повторном чтении. М.: АРГО-РИСК, 1998. С. 15.


Рецензия

Для цитирования:


Зейферт Е.И. Влияние китайской культуры на художественное пространство в новейшей русской лирике (на материале поэзии Н. Азаровой и А. Скидана). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(2(2)):143-155. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-143-155

For citation:


Zeifert E.I. Artistic space in the modern Russian lyrics under the influence of Chinese culture (based on the poetry of N. Azarova and A. Skidan). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(2(2)):143-155. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-2-143-155

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)