Положа руку на сердце: приватный текст английского миниатюрного портрета


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-29-48

Полный текст:


Аннотация

В данной статье внимание сфокусировано на жесте руки, прижатой к сердцу, и возможностях интерпретации этого жеста в отдельно взятом произведении – известной миниатюре Николаса Хиллиарда. Одна из функций миниатюрного портрета конца XVI столетия – визуализация личного послания, переданного с помощью различных элементов изображения, в том числе позы и жеста. Довольно распространенный в европейском искусстве «сердечный» мотив руки, прижатой к груди, подтверждает нарастание в начале Нового времени интереса к внутреннему переживанию портретируемой личности как основному содержанию портрета. Искусство миниатюры, ставшей в елизаветинской Англии вполне самостоятельной разновидностью портретного жанра, соединяет в себе черты типичного и индивидуального в трактовке поз и жестов изображенных персон. Особое внимание к чувствам и состояниям человека, его приватной жизни, проявляется и в потребности в самовысказывании, трансляции эмоционального опыта через портрет, что, скорее всего, и нашло воплощение в портретной миниатюре «Юноша среди кустов роз». На основании иконографического анализа «сердечного» жеста в европейском искусстве в статье предпринята попытка трактовки этого визуально переданного высказывания. Положение руки, прижатой к сердцу, исследуется в статье как художественный прием и как риторическая формула. Вместе с тем ключ к значению данного жеста лежит в самом рисунке и композиции портретного изображения.


Об авторе

А. А. Троицкая
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Анна А. Троицкая, кандидат искусствоведения, Институт философии

199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5



Список литературы

1. Троицкая А.А. Трансформация одного средневекового мотива в ренессансную эмблему (на примере английской портретной миниатюры) // Обсерватория культуры. 2013. № 6. С. 74–79.

2. Нестеров А.В. Колесо Фортуны. Репрезентация человека и мира в английской культуре начала Нового века. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 616 с.

3. Piper D. The 1590 lumley inventory: Hilliard, Segar and the Earl of Essex // Burlington Magazine. 1957. № 99. P. 300–301.

4. Strong R. The Courtier: Hilliard’s young man amongst roses // The Cult of Elizabeth. Elizabethan Portraiture and Pageantry. London: Thames & Hudson, 1977. P. 56–83.

5. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-Классика, 2009. 640 c.

6. Winter C. Elizabethan miniatures. London: Penguin Books, 1943. 32 p.

7. Strong R. From manuscript to miniature // The English Miniature / Murdoch J.V. et al. New Haven and London: Yale University Press, 1981. 230 p.

8. Salamon L.B. The art of Nicholas Hilliard // Nicholas Hilliard. Art of limning: A new edition of a treatise concerning the arte of limning. Boston: Northeastern University Press, 1983. P. 65–145.

9. Fumerton P. “Secret” arts: Elizabethan miniatures and sonnets // Representations. 1986. No 15. P. 57–97.

10. Miller W.I. Deep inner lives, individualism and people of honour // History of Political Thought. 1995. № 16 (2). P. 190–207.

11. Graf F. Gestures and conventions: the gestures of Roman actors and orators // A Cultural History of Gesture. From antiquity to the present day / Ed. By J.N. Bremmer & H. Roodenburg. Cambridge: Polity Press, 1991. P. 36–58.

12. Quintiliani M.F. Institutio Oratoria. Cambridge, Massachussets: Harvard University Press, 1920 [Электронный ресурс]. URL: http://www.thelatinlibrary.com./quintilian.html (дата обращения 10 нояб. 2018).

13. Bulwer J. Chirologia: or The naturall language of the hand. Composed of the speaking motions, and discoursing gestures thereof. Whereunto is added Chironomia: or, The art of manual rhetoricke. Consisting of the naturall expressions, digested by art in the hand, as the chiefest instrument of eloquence. London: T. Harperand, H. Twyford, 1644. 380 p.

14. Хейстад У.М. История сердца в мировой культуре от Античности до современности. М.: Текст, 2009. 320 c.

15. Haskins S. Mary Magdalen: Myth and metaphor. London: Pimplico, 2005. 518 p.

16. Mary Magdalene, Iconographic studies from the Middle Ages to the Baroque / Ed. by M.A. Erhardt and A.M. Morris. Leiden, Boston: BRILL, 2012. 490 p.

17. Ranum O. The refuges of intimacy // A history of private life. Vol. III: Passions of the Renaissance / Ed. by R. Chartier. London, 1989.

18. Пасквинелли Б. Жест и экспрессия / Пер. с итал. И.Е. Прусс. М.: Омега, 2009. 368 с.

19. Kunesh T.P. The Pseudozygodactylous gesture of the lactating goddess: Evolution and migration [Электронный ресурс]. URL: http://www.darkfiber.com/pz/ (дата обращения 29 нояб. 2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Троицкая А.А. Положа руку на сердце: приватный текст английского миниатюрного портрета. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(5):29-48. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-29-48

For citation: Troitskaya A.A. Hand on heart: Private text of English miniature portrait. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(5):29-48. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-29-48

Просмотров: 42

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)