«Чем они озабочены? Почему они улыбаются?»: эмоциональный репертуар в журнальной фотографии оттепели
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-129-147
Аннотация
В статье рассматриваются эмоциональные выражения в журнальной фотографии оттепели, которые играют существенную роль в телесных репрезентациях этого периода. Установка эпохи на искренность реализовывает себя в фотографии через душевность жеста, через акцент на непосредственности эмоциональных реакций, через внимание к повседневности. Таким образом проявляет себя романтизм шестидесятых, предложивший другой взгляд на советского человека. Наиболее очевидны произошедшие изменения в репрезентации власти, молодежи, а также в ставших массовыми в этот период снимках детей. Эмоциональность хрущевской эпохи можно противопоставить не только визуальной статичности сталинского времени, но и более ограниченному репертуару телесных выражений брежневского застоя. Это в очередной раз подчеркивает культурную уникальность оттепели, определяет ее специфичность.
Изменения в области визуального происходят в связи с переменами в политической жизни страны, увеличением иностранных контактов, с развитием медийной сферы. Данное исследование базируется на периодической печати оттепели, таких иллюстрированных журналах, как «Огонек», «Советское фото», «Советский Союз», «Советская женщина», «Здоровье» и др. В статье особое внимание уделяется формату публикаций, сопоставлению текста и изображения, их месту в периодическом издании.
Ключевые слова
Об авторе
Е. И. ВикулинаРоссия
Екатерина И. Викулина, кандидат культурологии, доцент
125993, Москва, Миусская пл., д. 6;
Список литературы
1. Викулина Е.И. Тело оттепели: взгляд фотолюбителя // Визуальные аспекты культуры. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2005. С. 136–142.
2. Викулина Е.И. Репрезентация тела в советской фотографии оттепели: Дис. … канд. культурологии. М., 2012. 347 с.
3. Плампер Я. История эмоций. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 568 с.
4. Vikulina E. Power and the Media: The visual revolution of the 1960s // Cahiers du Monde Russe (EHESS, Paris). 2015. 56, no. 2–3. P. 429–465.
5. Викулина Е. Александр Слюсарев (9 октября 1944 – 23 апреля 2010): Рассуждения о фотографии и не только // Photographer.ru. 2011. 23 апр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.photographer.ru/cult/person/5174.htm (дата обращения 28 января 2019).
6. Викулина Е. Игра в фотографию. Борис Михайлов – о том, как все начиналось и что из этого вышло // Photographer.ru. 2008. 31 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.photographer.ru/cult/person/3287.htm (дата обращения 28 января 2019).
7. Лебедев В. Дело мира, дело коммунизма непобедимо [Фото] // Советское фото. 1961. № 8. С. 5.
8. Лицом к лицу с Америкой. Рассказ о поездке Н.С. Хрущева в США. Сентябрь 15–27, 1959. М.: Госполитиздат, 1960. 679 с.
9. Сметанин В. Отеческие объятья [Фото] // Советское фото. 1961. № 9. С. 2–3.
10. Рябчиков Е. Образ героя // Советское фото. 1961. № 7. С. 5.
11. [Автор текста не указан]. Страстная публицистика // Огонек. 1960. № 20. С. 20–21; Папп Е. [Фото].
12. Vikulina E. Power and the body: Images of the leaders in Soviet magazines during the cold war // Between star wars and glasnost / Ed. by H.G. Bastiansen, Martin Klimke, and Rolf Werenskjold. New York: Palgrave Macmillan, Palgrave Studies in the History of the Media, 2019. P. 283–310.
13. Аннинский Л. Шестидесятники и мы. Кинематограф, ставший и не ставший историей. М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1991. 239 с.
14. Филиппов Н. Почему я люблю снимать детей? // Советское фото. 1964. № 7. С. 30.
15. Геринас А. Леночка [Фото] // Советское фото. 1961. № 12. С. 3 обложки.
16. Геринас А. Леночка [Фото] // Здоровье. 1962. № 1. С. 1 обложки.
17. Леонидов И. Что думаете вы о нас, взрослые? // Птицын А. [Фото]; Советский Союз. 1967. № 1. С. 24–25.
18. Птицын А. [Фото] // Советский Союз. 1967. № 1. С. 26–27.
19. Романов Б. Ключи потеряли [Фото] // Советское фото. 1960. № 6. Цв. вкладка между С. 24–25.
20. [Автор снимка не указан] // Крестьянка. 1964. № 12. С. 21.
21. [Авторы снимков не указаны] // Советская женщина. 1951. № 3. С. 48–49.
22. Булгакова О. Фабрика жестов. Москва: Новое литературное обозрение, 2005. 303 с.
23. Липовецкий Ж. Третья женщина. СПб.: Алетейя, 2003. 495 c.
24. Миранский А. Отцы и дети [Фото автора] // Советский Союз. 1966. № 3. С. 38–39.
25. Козловский Н. [Фото] // Огонек. 1965. № 45. Цв. вкладка между C. 8–9.
26. Генде-Роте В. После смены [Фото] // Советское фото. 1968. № 8. С. 2.
27. Островский Вл. Чем они озабочены? Почему они улыбаются? // Миранский А. Фото]. Советский Союз. 1967. № 4. С. 30–31.
Рецензия
Для цитирования:
Викулина Е.И. «Чем они озабочены? Почему они улыбаются?»: эмоциональный репертуар в журнальной фотографии оттепели. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(5):129-147. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-129-147
For citation:
Vikulina E.I. “What are they worried about? Why are they smiling?”: Emotional repertoire in magazines’ photography of the Thaw. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(5):129-147. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-5-129-147