Перформативность и жест в социальных движениях


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-118-131

Полный текст:


Аннотация

Культурологическое изучение социальных движений не может ограничиваться анализом их символических продуктов – идеологии, образов и иных культурных текстов. Перформативный поворот предполагает обращение к процессуальной стороне культурных явлений, в случае социальных движений имеющей выраженный телесный характер. «Видимость» социальных движений определяется присутствием тел участников в городском пространстве. Переживание телесного (со)присутствия множества людей, эмоциональная основа телесного поведения становятся важнейшим предметом социокультурного исследования. Репертуар телесных проявлений в уличных акциях варьируется от простого физического присутствия до действий карнавального типа с использованием многих знаковых средств. Стихийная активность направляется эмоциями, что выражается в телесном поведении участников, в частности – в жестах. «Естественные» эмоционально обусловленные жесты, однако, могут приобретать функцию знаков, проходя путь от иконического обозначения эмоций до символов разной степени абстрактности. Этот процесс можно проследить на примере образа воздетого кулака – одного из самых распространенных визуальных символов в социальных движениях. Таким образом, исследование жеста в контексте социальных движений нуждается в сочетании перформативного и семиотического подходов, которые продуктивно не противопоставлять, а использовать как дополнительные.


Об авторе

Н. С. Галушина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Наталья С. Галушина, кандидат культурологии

125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 504 с.

2. Кристева Ю. Жест: практика или коммуникация? // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики: Пер. с фр. М.: РОССПЭН, 2004. С. 114–135.

3. Doerr N., Mattoni A., Teune S. Toward a visual analysis of social movements, conflict, and political mobilization // Advances in visual analysis of social movements (Research in social movements, conflicts and change. Vol. 35). Emerald Group Publishing Limited, 2013. Р. xi–xxvi.

4. Бикбов А. Методология исследования «внезапного» уличного активизма (российские митинги и уличные лагеря, декабрь 2011 – июнь 2012) // Laboratorium, 2012. № 2. С. 130–163.

5. Политика аполитичных: Гражданские движения в России 2011–2013 гг. / М.Л. алюков, С.В. Ерпылева, А.А. Желнина, О.М. Журавлев и др.; ред. С.В. Ерпылева, А.В. Магун. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 480 с.

6. Кривошеев В. Монстрация: современное искусство или форма протеста? [Электронный ресурс] // Young space. URL: https://youngspace.ru/aktsionizm/monstratsiya/ (дата обращения 30.07.2019).

7. Зайцев Д., Коростелев В. Протестное движение в России 2011–2012 годов: проблема субъектности // Государство и общество в пространстве власти и политических коммуникаций / Под ред. А. Соловьева. М.: РОССПЭН, 2013. С. 231–266.

8. Castells M. Networks of оutrage and hope: social movements in the Internet age. Cambridge: Polity Press, 2012. 328 p.

9. Вульф К. Производство социального: ритуал, эмоции, воспоминания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 3. С. 23–50.

10. Summers-Effler E. Bringing the body [back] in: Where the Action Really is? [Электронный ресурс] // Mobilizing Ideas. URL: https://mobilizingideas.wordpress.com/2012/12/20/bringing-the-body-back-in-where-the-action-really-is/ (дата обращения 30.07.2019).

11. Блумер Г. Коллективное поведение // американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 168–215.

12. Jasper J.M. Emotions and social movements: twenty years of theory and research. annual review of sociology. 2011. Vol. 37. P. 285–303.

13. Галушина Н.С. Механизмы формирования идентичности в социальных движениях: на материале русскоязычного Интернета // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 8 (41). С. 134–154.

14. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

15. Ямпольский М.В. Жест палача, оратора, актера // Ad marginem’93: Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии РаН. М.: Ad marginem. 1994. С. 21–67.

16. Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Галушина Н.С. Перформативность и жест в социальных движениях. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(8):118-131. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-118-131

For citation: Galushina N.S. Performativity and gesture in social movements. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(8):118-131. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-118-131

Просмотров: 24

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)