Атлас как визуальный образ культурной памяти: концепция Ж. Диди-Юбермана


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-132-148

Полный текст:




Аннотация

Французский философ и историк, работающий в проблемном поле визуальных исследований (Visual Studies), Ж. Диди-Юберман (р. 1953) принадлежит к числу наиболее известных современных теоретиков образа. В ряде своих работ, посвященных природе визуального образа и особенностям его восприятия, он обратился к наследию А. Варбурга (1866–1929), проблематизируя, в числе прочего, атлас «Мнемозина» как пространство формирования культурной памяти. В 2010–2014 гг. Ж. Диди-Юберман выступил куратором серии выставок, посвященных современным контекстам варбурговского атласа. В статье исследуется – на основе текстов и выставочных проектов – теория образа Ж. Диди-Юбермана сквозь призму идеи атласа как особого дискурсивного пространства, хранящего культурную память.


Об авторе

И. Н. Захарченко
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ирина Н. Захарченко, кандидат исторических наук, доцент

Россия, 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бахман-Медик Д. Культурные повороты: Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 504 с.

2. Didi-Huberman G. La Peinture incarnée suivi de Le Chef-d’œuvre inconnu, d’Honoré de Balzac. P.: Les Editions de Minuit, 1985. 167 p.

3. Didi-Huberman G. Invention de l’hystérie. Charcot et l’Iconographie photograp hique de la Salpêtrière. P.: Macula, 1982. 456 p. 116 ill.

4. Didi-Huberman G. Devant l’image. Questions posées aux fins d’une histoire de l’art. Paris: Les Editions de Minuit, 1990. 352 p. 18 ill.

5. Диди-Юберман Ж. Перед образом // Искусство. 2016. № 3 (598). C. 76–91.

6. Didi-Huberman G. The Surviving Image. Phantomes of Time and Time of Phantoms: Aby Warburg’s History of Art. Philadelphia: Penn State University Press, 2017. 432 p. 93 ill.

7. Didi-Huberman G. Atlas ou le gai savoir inquiet. L’oeil de l’histoire. Paris: Les Editions de Minuit, 2011. 384 p. 73 ill.

8. Didi-Huberman G. ATLAS: How to carry the world on one’s back? [Элетронный ресурс]. URL: https://www.museoreinasofia.es/sites/default/files/notas-de-pren-sa/2010-004-dossier-en.pdf (дата обращения 28.08.2019).

9. Didi-Huberman G. Mnemosyne 42 [Элетронный ресурс]. URL: https://www.manifestajournal.org/issues/regret-and-other-back-pages/mnemosyne-42 (дата обращения 28.08.2019).

10. Didi-Huberman G., Gisinger A. Nouvelles histoires de fantômes [Элетронный ресурс]. URL: https://www.palaisdetokyo.com/fr/evenement/georges-didi-huber-man-et-arno-gisinger (дата обращения 28.08.2019).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Захарченко И.Н. Атлас как визуальный образ культурной памяти: концепция Ж. Диди-Юбермана. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(8):132-148. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-132-148

For citation: Zakharchenko I.N. Atlas as a visual image of cultural memory: the concept of G. Didi-Huberman. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(8):132-148. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-132-148

Просмотров: 349

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)