Радиоголос как режим интермедиальности в советской культуре


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-149-160

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена теоретическим аспектам понятия интермедиальности и возможностям его применения в контексте изучения советской культуры. На основе уже разработанных подходов интермедиальность предполагается понимать как отсылку внутри одного медиума к медиальным характеристикам другого. Однако в контексте советских медиа такого определения недостаточно. На примере радиоголоса и его функционирования в художественных медиапродуктах автор показывает, что в советской культуре интермедиальные конфигурации тесно связаны с идеологическими и антропологическими конструктами. Медиальные особенности радио (бестелесный голос, абстрактный материальный посредник, коллективность слушания, структурирование внимания и другие) транслируют актуальный культурный порядок и могут быть обнаружены в других медиа, в частности в кино. Поэтому радиоголос можно рассматривать не только как аудиальный феномен, но и как определенный дискурсивный режим, проявляющийся через материальные носители голоса (технические и телесные), визуальные каноны слушания такого голоса, контексты слушания и текстовую репрезентацию голоса, «комментирующую» визуальные образцы. Автор предлагает использовать понятие режимов интермедиальности для анализа таких культурных форм.


Об авторе

В. В. Плужник
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Виктория В. Плужник, аспирант

125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ-С, 1998. 156 с.

2. Булгакова О. Голос как культурный феномен. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 568 с.

3. Rajewsky I. Intermediality, intertextuality, and remediation: A literary perspective on intermediality // Intermédialités. 2005. No. 6. P. 43–64.

4. Schröter J. Discourses and Models of Intermediality [Электронный ресурс] // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. 2011. Vol. 13. Iss. 3. URL: https://docs.lib.purdue.edu/clcweb/vol13/iss3/3/ (дата обращения 16.08.2019).

5. Хэнсген С. “Audio-Vision”: О теории и практике раннего советского звукового кино на грани 1930-х годов // Советская власть и медиа / Под ред. Х. Гюнтера, С. Хэнсген. СПб.: академический проект, 2005. С. 350–364.

6. Kaganovsky L. The Voice of Technology. Soviet Cinema’s Transition to Sound 1928–1935. Indiana: Indiana University Press, 2018. 272 p.

7. Орлова Г. «Карты для слепых»: политика и политизация зрения в сталинскую эпоху // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.: ООО Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 57–104.

8. Булгакова О. Советский слухоглаз: кино и его органы чувств. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 320 с.

9. Познер В. От фильма к сеансу: К вопросу об устности в советском кино 1920–1930-х гг. // / Советская власть и медиа: Сб. ст. / Под общ. ред. Х. Гюнтер и С. Хэнсген. СПб.: академический проект, 2006. С. 329–349.

10. Аннанурова О. Изображение и текст в советском фоторепортаже // Вестник РГГУ. Серия: «Культурология. Искусствоведение. Музеология». 2011. № 17 (79). С. 92–100.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Плужник В.В. Радиоголос как режим интермедиальности в советской культуре. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(8):149-160. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-149-160

For citation: Pluzhnik V.V. Radio voice as regime of intermediality in Soviet culture. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(8):149-160. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-8-149-160

Просмотров: 17

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)