Поэтический театр: от Мандельштама к метареалистам


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-241-254

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена корреляциям размышлений О. Мандельштама о театре и природе театрального слова, в том числе воплощенных им в поэтических образах, с так называемым ≪внутренним пластическим театром≫ текста в поэзии лидеров русского метареализма – И. Жданова, С. Соловьева, А. Парщикова. Автор анализирует метафоры театра, актерской игры, звучащего со сцены слова, образы актера, зрителя, автора пьесы, представленные в текстах-манифестах метареалистов, проецируя их на образы художественного, бытового и нутряного театра О. Мандельштама. В первой части статьи рассматриваются интертекстуальные связи ≪До слова≫ И. Жданова с ≪Гамлетом≫ Б. Пастернака и ≪Ласточкой≫ О. Мандельштама, анализируются ≪бытовой театр≫ и ≪балаган≫, их посредническая функция во взаимодействии автора и читателя/зрителя. Обсуждается образ ≪идеального актера≫, движущегося и действующего в пустом пространстве, которым становится не сцена, а слово, населяющего эту пустоту образами и играющего читателя. Автор показывает, что гамлетовский вопрос звучит у И. Жданова как ≪быт или (не)бытие≫. Особое место отводится образам рая и театрального райка и связанным с ними библейским и евангелическим мотивами. Вторая часть статьи посвящена анализу ≪Амфитеатра печатной машинки...≫ С. Соловьева и его корреляций с ≪1 января 1924≫ и ≪Где связанный и пригвожденный стон?≫ О. Мандельштама. В центре внимания оказывается идея о слитности актерской игры и подлинного умирания, корни чего С. Соловьев ищет в античности, выводя на первый план образы Аполлона, Диониса, Дионисийских игр и в христианской мифологии представляя текст ≪богорожденным младенцем≫, порождением изначального Слова. В третьей части статьи анализируется ≪Вступление...≫ А. Парщикова, где также сильны античные, библейские и евангелические мотивы, а текст предстает в образе Небесного Иерусалима. Отличие автор статьи видит в том, что А. Парщиков сосредоточивается не на театральности поэтического творчества, а на игре как таковой. Его театр по-мандельштамовски ≪рассудочен и прозрачен≫.


Об авторе

О. И. Северская
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Россия

Ольга И. Северская, кандидат филологических наук, 119019, Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 18/2



Список литературы

1. Александров 1997 – Александров Н.Д. Оправдание серьезности. Иван Жданов – непонятный или непонятый? // Дружба народов. 1997. № 12. URL: magazines. russ.ru/druzhba/n12-97/alexan.htm (дата обращения 1 мая 2019).

2. Аристов 1997 – Аристов В. Заметки о «мета» // Арион. 1997. № 4. С. 48–60. URL: http://www.vavilon.ru/texts/aristov2.html (дата обращения 1 мая 2019).

3. Жданов 2005 – Жданов И. Воздух и ветер. М.: Наука, 2005.

4. Мандельштам 1987 – Мандельштам О. Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987.

5. Мандельштам 1993а – Мандельштам О. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1: Стихи и проза. 1906–1921 / Сост. П. Нерлер, А. Никитаев. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.

6. Мандельштам 1993b – Мандельштам О. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2: Стихи и проза. 1921–1929 / Сост. П. Нерлер, А. Никитаев. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.

7. Мандельштам 1994 – Мандельштам О. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3: Стихи и проза. 1930–1937 / Сост. П. Нерлер, А. Никитаев. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1994.

8. Парщиков 1996 – Парщиков А. Выбранное. М.: Гарант, 1996.

9. Северская 1994 – Северская О.И. Метафора // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М.: Наука, 1994. С. 105–190.

10. Северская 2007 – Северская О.И. Язык поэтической школы: социолект, идиолект, идиостиль. М.: Азбуковник, 2007.

11. Соловьев 1993 – Соловьев С. Пир. Николаев; Симферополь: Академия, 1993.

12. Тронский 1983 – Тронский И.М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1983.

13. Фрейденберг 1936 – Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л.: Гослитиздат, 1936.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Северская О.И. Поэтический театр: от Мандельштама к метареалистам. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019;(6(2)):241-254. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-241-254

For citation: Severskaya O.I. Poetic theater. From Mandelstam to metarealists. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2019;(6(2)):241-254. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2019-6-241-254

Просмотров: 204

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)