«Если ты действительно дух злобы, приказываю…»: явления дьявола в визионерских «дневниках» Елизаветы из Шёнау


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-27-46

Полный текст:




Аннотация

Визионерские «дневники» немецкой монахини-бенедиктинки Елизаветы из Шёнау (1129–1164) хорошо показывают, как ритмы монастырской жизни, выстроенной в соответствии с годовым, недельным и суточным циклами богослужений, интериоризировались монашествующими и задавали тематическую канву их видений. Благодаря работам Петера Динцельбахера, Джеффри Хэмбургера, Барбары Ньюмэн, Энн Л. Кларк, Михаила Реутина и других исследователей мы знаем, что в XII–XIV вв. молитвенные и аскетические практики, которые культивировались в стенах мужских и особенно женских обителей, были нацелены на то, чтобы продуцировать видения. У многих известных визионеров того времени откровения следовали практически по расписанию. Однако не столь известно, что свои хронологические и богослужебные привязки были и у дьявольских наваждений. Эта статья посвящена тому, как были «устроены» явления демонов, которые Елизавета описывала в самом начале «Первой книги видений»: как был выстроен их календарь; как они были связаны с литургией и службами часов; и как через них Елизавета (и/или ее брат Экберт, который записывал и редактировал ее откровения) конструировала свою биографию визионерки и пророчицы.


Об авторе

М. Р. Майзульс
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Михаил Р. Майзульс

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 748 с.

2. Махов 2011 – Махов А.Е. Средневековый образ между теологией и риторикой: Опыт толкования визуальной демонологии. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2011. 288 с.

3. Пильгун 2019 – Пильгун А.В. Потусторонний мир Средневековья: рай, чистилище, ад и их персонажи в визионерских текстах и миниатюрах из западноевропейских рукописей IX–XV веков. М.: Гамма-Пресс, 2019. 468 с.

4. Brakke 2006 – Brakke D. Demons and the Making of the Monk. Spiritual Combat in Early Christianity. Cambridge (MA): Harvard University Press, 2006.

5. Cabassut 1927 – Cabassut A. La mitigation des peines de l’enfer d’après les livres liturgiques // Revue d’histoire ecclésiastique. 1927. Vol. 23. P. 65–70.

6. Carozzi 1994 – Carozzi Cl. Le voyage de l’âme dans l’au-delà d’après la littérature latine (Ve – XIIIe siècle). Rome: École française de Rome, 1994.

7. Coakley 2006 – Coakley J.W. Women, Men, and Spiritual Power: Female Saints and Their Male Collaborators. New York: Columbia University Press, 2006.

8. Colgrave 2007 – Colgrave B. (ed.). Felix’s Life of Saint Guthlac. Cambridge; London; New York: Cambridge University Press, 2007.

9. Colliot 1979 – Colliot R. Rencontres du moine Raoul Glaber avec le diable d’après ses Histoires // Le Diable au Moyen Âge. Paris; Aix-en-Provence: Presses universitaires de Provence, 1979. P. 117–132.

10. Davril, Palazzo 2010 – Davril A., Palazzo É. La vie des moines au temps des grandes abbayes, Xe – XIIIe siècles. Paris: Arthème Fayard, 2010.

11. Dinzelbacher 1981 – Dinzelbacher P. Vision und Visionsliteratur im Mittelalters. Stuttgart, Universität Stuttgart: 1981.

12. Dinzelbacher 1993 – Dinzelbacher P. Mittelalterliche Frauenmystik. Paderborn: Schöningh, 1993.

13. Easting 2002 – Easting R. (ed.). The Revelation of the Monk of Eynsham. Oxford; New York: Oxford University Press, 2002.

14. Frugoni 1996 – Frugoni Ch. Female Mystics, Visions, and Iconography // Woman and Religion in Medieval and Renaissance Italy. Chicago: The University of Chicago Press, 1996.

15. Hamburger 1997 – Hamburger J. Nuns as Artists: The Visual Culture of a Medieval Convent. Berkeley: University of California Press, 1997.

16. Hamburger 1998 – Hamburger J. The Visual and the Visionary: Art and Female Spirituality in Late Medieval Germany. New York: Zone Books, 1998.

17. Heinzer 2014 – Heinzer F. Unequal Twins: Visionary Attitude and Monastic Culture in Elisabeth of Schönau and Hildegard of Bingen // Kienzle B.М., Stoudt D.L., Ferzoco G. (eds.). A Companion to Hildegard of Bingen. Leiden; Boston: Brill, 2014. P. 85–108.

18. Madec 2002 – Madec G. Savoir c’est voir. Les trois sortes de «vues» selon Augustin // Dunand F., Bœspflug F. (dir.). Voir les Dieux, voir Dieu. Strasbourg: Presses universitaires de Strasbourg, 2002. P. 123–139.

19. Marrow 2008 – Marrow J.H. Inventing the Passion in the Late Middle Ages // Kupfer M.A. (ed.). The Passion Story: From Visual Representation to Social Drama. University Park: Pennsylvania State University Press, 2008. P. 23–52, 238–240.

20. McNamara 2006 – McNamara M. Navigatio sancti Brendani. Some Possible Connections with Liturgical, Apocryphal and Irish Tradition // Burgess G.S., Strijbosch C. (eds.). Brendan Legend: Texts and Versions. Leiden; Boston: Brill, 2006. P. 159–191.

21. Polo de Beaulieu 1998 – Polo de Beaulieu A. Le “Lundi des trépassés”. Création, diffusion et réception d’un rituel // Annales. Histoire, Sciences sociales. 1998. No. 6. P. 1191–1217.

22. Recht 1999 – Recht R. Le croire et le voir. L’art des cathédrales (XIIe – XVe siècle). Paris: Gallimard, 1999.

23. Sansterre 2006 – Sansterre J.-M. Omnes qui coram hac imagine genua flexerint... La véné- ration d’images de saints et de la Vierge d’après les textes écrits en Angleterre du milieu du XIe siècle aux premières décennies du XIIIe siècle // Cahiers de civilisation médiévale. 2006. Vol. 49, no. 195. P. 257–294.

24. Schmitt 1994 – Schmitt J.-Cl. Les revenants. Les vivants et les morts dans la société médiévale. Paris: Gallimard, 1994.

25. Schmitt 1996 – Schmitt J.-Cl. La raison des gestes dans l’Occident médiéval. Paris: Gallimard, 1996.

26. Schmitt 2016 – Schmitt J.-Cl. Les rythmes au Moyen Âge. Paris: Gallimard, 2016.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Майзульс М.Р. «Если ты действительно дух злобы, приказываю…»: явления дьявола в визионерских «дневниках» Елизаветы из Шёнау. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(3):27-46. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-27-46

For citation: Maizuls M.R. “If you are really a malicious spirit, I order you…” The demonic apparitions in the visionary “diaries” of Elisabeth of Schönau. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(3):27-46. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-27-46

Просмотров: 303

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)