Иконы и мощевики: об актуальных тенденциях конструирования храмового пространства в современной России


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-102-114

Полный текст:




Аннотация

В статье рассмотрены некоторые актуальные тенденции, которые прослеживаются в процессе (пере)формирования храмового пространства в России 2010-х гг. В постсоветскую эпоху можно выделить три условных этапа: в 1990-е гг. интерьер храмов, возвращенных церкви, восстанавливался как литургическое пространство – иконы (зачастую очень разные, принесенные прихожанами) могли ставить на окна или стулья, формировать из них временные иконостасы и т. п. С накоплением средств и развитием храмовой инфраструктуры церковное пространство начали развивать и унифицировать, продумывая и заказывая иконостасы, росписи стен, новые иконы и киоты. Наконец, на третьем этапе (во многих регионах он четко прослеживается в 2010-х гг.) интерьеры храмов стремятся наполнить частицами мощей, реликвариями, брандеа, конструируя локальную иеротопию, пространство святынь. В работе этот процесс рассмотрен на примере храма Бориса и Глеба в Боровске (Калужская обл.). Отдельно проанализирована иконография житийной иконы Марины Антиохийской, написанная для этой церкви.


Об авторе

Д. И. Антонов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Дмитрий И. Антонов, доктор исторических наук, доцент

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Антонов 2010 – Антонов Д.И. «Беса поймав, мучаше…»: Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 1 (39). С. 61–75.

2. Антонов 2017 – Антонов Д.И. «Хвалите Господа с Небес», или Несколько наблюдений о визуальном бестиарии русской иконографии // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 10-2 (31). С. 248–257.

3. Антонов, Майзульс 2020 – Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. 4-е изд., испр. и доп. М.: Форум: Неолит, 2020. 264 с.: ил.

4. Антонов, Рычкова 2020 – Антонов Д.И., Рычкова Н.Н. Веники и восковые младенцы: вотивная традиция на Родосе // Живая старина. 2020. № 1. С. 20–23.

5. Лазарев 1983 – Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983. 538 с.

6. Майзульс 2009 – Майзульс М.Р. «Демоном сокрушниче»: архангел Михаил как экзорцист в культуре средневековой Руси // Россия XXI. 2009. № 5. С. 122–157.

7. Clayton, Magennis 1994 – The Old English Lives of St. Margaret / Ed. by M. Clayton, H. Magennis. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 252 p.

8. Drewer 1993 – Drewer L. Margaret of Antioch the Demon-Slayer, East and West: The Iconography of the Predella of the Boston Mystic Marriage of St. Catherine // Gesta. 1993. Vol. 32, № 1. P. 11–20.

9. Larson 2002 – Larson W. The Role of Patronage and Audience in the Cults of Saints Margaret and Marina of Antioch // Gender and Holiness: Men, Women, and Saints in Late Medieval Europe / Ed. by S. Riches, S. Salih. London, New York: Routledge, 2002. P. 23–35.

10. Petrova-Taneva 2001 – Petrova-Taneva M. The Ghent Manuscript of the Bdinski Zbornik: The Original or a Copy? // Slavica Gandensia. 2001. Vol. 28. P. 115–144.

11. Smith 2006 – Smith K. Serpent-damsels and dragon-slayers: overlapping divinities in a medieval tradition // Demons, Spirits, Witches / Ed. by G. Klaniczay, E. Pócs. Budapest, New York: Central European University Press, 2006. Vol. 2. P. 121–138.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Антонов Д.И. Иконы и мощевики: об актуальных тенденциях конструирования храмового пространства в современной России. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(3):102-114. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-102-114

For citation: Antonov D.I. Icons and reliquaries. On current trends in constructing of the church space in Russia. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(3):102-114. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-102-114

Просмотров: 193

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)