Конструирование поздневикторианского Лондона в телесериале «Доктор Кто» 1970-х гг. («Когти Вен Чиена»)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-132-147

Полный текст:


Аннотация

Статья обращается к проблеме конструирования образа поздневикторианского Лондона в одном из сюжетов классического британского телесериала «Доктор Кто», «Когтях Вен Чиена», повествующих о противостоянии Доктора и выдающего себя за китайское божество безумного ученого Магнуса Грила в Лондоне 1889 г. Сценарий Роберта Холмса обеспечил этой истории внимание и любовь не только зрителей 1970-х гг., но и современной аудитории. Однако сегодняшний западный зритель, отдавая должное изобретательности автора, склонен видеть проявления расизма в том, как в сценарии представлены китайцы – обитатели Лаймхауса. Вызывает сомнения и кастинг, а точнее – выбор актера Джона Беннетта на роль китайского фокусника Ли Сен Чена. Проблематизация «китайской» темы в «Когтях Вен Чиена» заставляет обратиться к специфике восприятия Китая и китайцев в англоязычных литературных текстах XIX в. Параллельно в статье анализируются и другие отсылки к британской литературе того времени, в том числе к фигуре Шерлока Холмса. Рассматривается также интерпретация актуальных для западной культуры XIX в. тем, таких как прогресс, цивилизация и «дикость». Предметом рассмотрения становятся и особенности визуальной репрезентации Лондона.


Об авторе

А. В. Тарасова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Александра В. Тарасова, кандидат исторических наук

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Аксютин 2013 – Аксютин Д.Э. Особенности вертикального контекста художественного телефильма: исторический аспект (на примере британского сериала «Доктор Кто») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9. Ч. 2. С. 22–30.

2. Миловидов 2014 – Миловидов С.В. Трансмедийное повествование как текст в сфере массмедиа XX–XI веков // Наука телевидения. 2014. Т. 11. С. 278–289.

3. Ханова 2014 – Ханова П. Доктор Кто: геноцид для чайников // Логос. 2014. № 6 (102). C. 179–192.

4. Bulfin 2015 – Bulfin A. Guy Boothby and the “Yellow Peril”: Representations of Chinese Immigrants in British Imperial Spaces in the Late-Nineteenth Century [Электронный ресурс] // Australasian Journal of Victorian Studies. 2015. Vol. 20, no. 1. URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/index.php/AJVS/article/view/9405/9304 (дата обращения 25.12.2019).

5. Chang 2010 – Chang E.H. Britain’s Chinese Eye: Literature, Empire, and Aesthetics in Nineteenth-Century Britain. Stanford University Press, Stanford, 2010. 238 p.

6. Cheetham 2015 – Cheetham D. Doctor Who and Sherlock Holmes and their Strange Confluence in Children’s Stories of The Baker Street Irregulars // English Literature and Language. 2015. Vol. 51. P. 39–46.

7. DigitalSpy 2018 – DigitalSpy [Электронный ресурс]. URL: https://www.digitalspy.com/tv/cult/a852875/doctor-who-controversial-moments/ (дата обращения 27.12.2019).

8. Lewis-Bill 2013 – Lewis-Bill H. “The world was very busy now, in sooth, and had a lot to say”: Dickens, China and Chinese Commodities in Dombey and Son [Электронный ресурс] // Victorian Network. 2013. Vol. 5. № 1. URL: https://www.victoriannetwork.org/index.php/vn/article/view/44/47 (дата обращения 26.12.2019).

9. Wagner 2011 – Wagner T.S. Imperialist Commerce and the Demystified Orient: Semicolonial China in Nineteenth-Century English Literature [Электронный ресурс] // Postcolonial Text. 2011. Vol 6, no. 3. URL: https://www.postcolonial.org/index.php/pct/article/view/1292/1207 (дата обращения 25.12.2019).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тарасова А.В. Конструирование поздневикторианского Лондона в телесериале «Доктор Кто» 1970-х гг. («Когти Вен Чиена»). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(3):132-147. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-132-147

For citation: Tarasova A.V. Shaping the image of late Victorian London in the television series “Doctor Who” of the 1970s. (“The Talons of Weng-Chiang”). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(3):132-147. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-3-132-147

Просмотров: 4

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)