Сила как теоретико-литературная категория (на материале лирики Алексея Парщикова)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-9-102-115

Полный текст:




Аннотация

Автор статьи предлагает ввести в активный научный обо- рот теоретико-литературную категорию силы, действие которой обнаруживается им на материале лирики Алексея Парщикова (1954–2009). Исследование опирается на труды Л. Выготского, А. Лосева и других ученых об энергии в художественном произведении. Автор статьи считает силу особой теоретико-литературной категорией, соотносящейся с энергией как частное и общее. Сила в лирическом произведении – теоретико-литературная категория, определяющая соотношение предметов и явлений и направляющая их в метафизический континуум, близкий к непостижимому отсутствию. Как категория сила пронизывает все уровни произведения – субъектно-объектный, хронотопический, композиционный, лексический, интонационно-синтаксический и другие. Будучи векторной величиной, она направляет лирический сюжет, развивает мотивное поле вперед и ввысь, создавая болезненную для субъекта/объекта метаморфозу, приводящую к тишине как блаженному времени-пространству. Форма (напряженный или разреженный ритм, изменение лирического сюжета) и содержание (изображение земного бытия), развиваясь в противоположных направлениях, нейтрализуют друг друга. Наличие словесного мотива «силы» является доминантой, а не константой «произведения о силе», слово «сила» может быть заменено контекстуальными синонимами («поток», «бездна» и др.) или отсутствовать («Ёж», «Угольная элегия»).


Об авторе

Е. И. Зейферт
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Елена И. Зейферт, доктор филологических наук, доцент

125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Арабов 2009 – Арабов Ю. Алексей Парщиков как литературный проект // Комментарии. № 28. 2009. С. 73–83.

2. Баранцев 2005 – Баранцев Р.Г. Становление тринитарного мышления. М.; Ижевск: НИЦ «РХД», 2005. 124 с.

3. Баранцев 2013 – Баранцев Р.Г. Сила как философская категория // Грани эпохи. 2013. № 53. С. 69–77.

4. Баранцев 2014 – Баранцев Р.Г. Сила как философская категория с позиции не- равновесной термодинамики // Труды Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. 2014. № 203. С. 69–77.

5. Выготский 1998 – Выготский Л.С. Искусство как катарсис. Глава IX // Психология искусства. Ростов н/Д., 1998. 480 c.

6. Ждан 1990 – Ждан А.Н. История психологии: Учеб.. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.

7. Зейферт 2018a – Зейферт Е.И. Сила [Электронный ресурс] // Лиterraтура. Электронные текстовые данные. М., 2017. № 169. 16 июня 2018. URL: http://literratura.org/poetry/2785-elena-zeyfert-sila.html (дата обращения 20 июня 2020).

8. Зейферт 2018b – Зейферт Е.И. Послесловесное читателя и автора: виртуальный (возможный) субъект (на материале новейшей поэзии) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018. № 2 (35). Часть 2. С. 239–249.

9. Иванова-Лукьянова 2016 – Иванова-Лукьянова Н.Г. Энергемы слова в учении А.Ф. Лосева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. № 2 (741). С. 200–209.

10. Кедров 1984 – Кедров К. Метаметафора Алексея Парщикова // Литературная учеба. 1984. № 1. С. 90–91.

11. Кедров 1989 – Кедров К. Поэтический космос. М.: Сов. писатель, 1989. 66 с.

12. Кукулин 2009 – Кукулин И. Агентурный отчет о воскрешении чувств. Поэзия Алексея Парщикова в европейском культурном контексте // Комментарии. 2009. № 28. С. 164–175.

13. Левкин 2009 – Левкин А. Линия Парщикова // Комментарии. 2009. № 28. С. 66–72.

14. Лосев 1990 – Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 11–192.

15. Лосев 1993 – Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль; Российский открытый университет, 1993. 853 с.

16. Масалов 2017 – Масалов А.Е. Метабола Алексея Парщикова // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2 (75). С. 137–141.

17. Паунд 1997 – Паунд Э. Путеводитель по культуре: Сборник избранных статей / Сост. К. Чухрукидзе. М.: РФО, 1997. 184 с.

18. Уланов 2007 – Уланов А. Капли нефти // Знамя. 2007. № 9. С. 217–219.

19. Улыбина 2004 – Улыбина Е.В. Взаимодействие тела и слова в теории катарсиса Выготского // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 2. М., 2004. С. 249–267.

20. Улыбина 2006 – Улыбина Е.В. Функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 89–98.

21. Эпштейн 2000 – Эпштейн М. Постмодерн в России. М., 2000. 368 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зейферт Е.И. Сила как теоретико-литературная категория (на материале лирики Алексея Парщикова). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;1(9):102-115. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-9-102-115

For citation: Seifert E.I. Power as a theoretical-literary category (in the poetry of Aleksei Parshchikov). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;1(9):102-115. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-9-102-115

Просмотров: 189

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)