Разрушение нарративной интриги в «романсе» М. Степановой «Памяти памяти»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-9-140-151

Полный текст:


Аннотация

«Романс» М. Степановой «Памяти памяти» рассматривается в статье как попытка вненарративной репрезентации материала, который традиционно становится основой для создания крупных эпических форм, – истории рода. По мысли писателя, «перевод» такого материала на язык литературы, выстраивание нарративной интриги, соотнесение написанного с устоявшимися жанровыми шаблонами заставляют прошлое утрачивать свою уникальность, становиться «типическим». Чтобы сохранить аутентичность сохранившихся свидетельств о жизни семьи, Степанова изобретает форму «романа-витрины», которая должна сделать ее героев «видимыми», позволив при этом остаться самими собой. Писатель трансформирует дискурсивные параметры повествования: его целью становится не структурировать опыт присутствия личности в мире, а не дать исчезнуть в небытии тем, кто жил когда-то. Нарушается синтагматическая связность текста, усиливается парадигматическая. «Романс» оказывается пронизанным «рифмами», соответствиями, ассоциациями, скрепляющими воедино разные слои произведения. Его формально-содержательные параметры начинает задавать предметное / телесное, посредством чего фрагментарность прочитывается как травмированность. Таким образом, текст об истории рода становится текстом о поисках иного, не обращающегося к традиционному нарративному и жанровому инструментарию, языка для презентации этой истории.

Об авторе

О. А. Гримова
Кубанский государственный университет
Россия

Ольга А. Гримова, кандидат филологических наук, доцент

350040,  Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149



Список литературы

1. Тюпа 2016 – Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 145 с.

2. Фрейденберг 1997 – Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

3. Эпштейн 2004 – Эпштейн М.Н. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: НЛО, 2004. 864 с.

4. Grishakova 2019 – Grishakova M. Interface ontologies: On the possible, virtual and hypothetical in fiction // Possible words theory and contemporary narratology / Ed. by A. Bell, M.-L. Ryan. Lincoln, London: Lincoln University Press, 2019. P. 88–109.

5. Ryan 2019 – Ryan M.-L. From possible worlds to story worlds: On the worldness of narrative representation // Possible worlds theory and contemporary narratology / Ed. by A. Bell, M.-L. Ryan. Lincoln, London: Lincoln University Press, 2019. P. 32–74.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гримова О.А. Разрушение нарративной интриги в «романсе» М. Степановой «Памяти памяти». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(9(2)):140-151. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-9-140-151

For citation: Grimova O.A. Breaking down narrative intrigue in the “romance” by M. Stepanova “In commemoration of memory”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(9(2)):140-151. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-9-140-151

Просмотров: 1

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)