Дискурсивные и жанровые эксперименты в новейшей российской драме


https://doi.org/10.28995/2686- 7249-2020-9-152-160

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается влияние на отечественную драму конца XX – начала XXI в. жанровых традиций и дискурсов. Отмечено воздействие документального театра и создаваемой им иллюзии нехудожественного высказывания в драмах Г. Синькиной, А. Родинова, Ю. Клавдиева, Л. Мульменко и др. Педалирование аутентичности слова героя манифестируется техникой “verbatim” – и вместе с тем возвращает драму к исканиям раннего советского театра. Рассматривается корреляция устного и письменного дискурсов, их жанровое многообразие, соотношение монолога – и диалогического потенциала текста в пьесах Н. Коляды, А. Слаповского, В. Леванова, В. Зуева, Я. Пулинович, Е. Гришковца, И. Вырыпаева, Е. Исаевой, Н. Ворожбит, С. Решетникова. Учтено микширование жанровых форм, детерминирующее структуру произведения и его рецепцию читателем-зрителем. В частности, в фокусе исследования литературные и театральные воплощения пьесы-диптиха – в произведениях А. Зензинова и В. Забалуева, С. Злотникова, Д. Гуменного. Автор статьи обращается к взаимодействию драмы с другими искусствами, как визуальными (пьесы О. Мухиной), так и звучащими (драма «Кислород» И. Вырыпаева), а также современными медиаформатами, определяющими жанровую природу новейших произведений для сцены (пьесы А. Вартанова, Р. Маликова). Особое внимание уделено «сетевой драме», качественно меняющей принципы построения произведений этого рода литературы и мотивирующей к переосмыслению категорий «драматургический мир», «герой», «конфликт», «сюжет».

Об авторе

В. Л. Шуников
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Владимир Л. Шуников, кандидат филологических наук

Москва, 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6



Список литературы

1. Болотян 2011 – Болотян И.М. Вербатим // Новый филологический вестник. 2011. № 7. С. 81–88.

2. Журчева 2016 – Журчева О.А. Вербатим как механизм создания «новой документальности» в новейшей русской драме // Филология и культура. 2016. № 3 (45). С. 84–89.

3. Липовецкий 2012 – Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012.

4. Семьян 2017 – Семьян Т.Ф. Кинематографичность пьесы О. Мухиной «Летит» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 162–168.

5. Соловьева 2019 – Соловьева А.Г. Неомистерии Ивана Вырыпаева: векторы жанровой трансформации // Европейский журнал литературоведения и лингвистики. 2019. № 4. С. 74–81.

6. Шуников 2015 – Шуников В.Л. Диптих как жанровая модификация новейшей драмы (на материале пьесы А. Зензинова и В. Забалуева «Поспели вишни в саду у дяди Вани») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». 2015. № 3. С. 62–70.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шуников В.Л. Дискурсивные и жанровые эксперименты в новейшей российской драме. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(9(2)):152-160. https://doi.org/10.28995/2686- 7249-2020-9-152-160

For citation: Shunikov V.L. Discursive and genre experiments in the contemporary Russian drama. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(9(2)):152-160. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686- 7249-2020-9-152-160

Просмотров: 94

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)